Середа, 13.12.2017, 03:45
Історія та гуманітарні дисципліни
Головна | Реєстрація | Вхід Вітаю Вас Гість | RSS
Меню сайту



QBN.com.ua
Головна » Статті » Історія України » Українське козацтво

Яворницкий Д. И. Лыцарство

И по внешнему виду, и по внутренним качествам запорожские козаки в общем

представляли собой характерные типы своей народности и своего времени. По

описанию современников, они были большею частью роста среднего, плечисты,

статны, крепки, сильны, на вид полнолицы, округлы и от летнего зноя и степной

спеки смугловаты". С Длинными усами на верхней губе, с раскошным оселедцем, или

чупрыной, на темени, в барашковой остроконечной шапке на голове, вечно с

люлькой в зубах, истый запорожец всегда смотрел как-то хмуро, вниз, исподлобья,

посторонних встречал на первых порах неприветливо, отвечал на вопросы весьма

неохотно, но затем мало-помалу смягчался, лицо его постепенно во время

разговора принимало веселый вид, живые проницательные глаза загорались блеском

огня, и вся фигура его дышала мужеством, удальством, заразительною веселостью и

неподражаемым юмором.

 

Во внутренних качествах запорожского козака замечалась смесь добродетелей и

пороков, всегда, впрочем, свойственная людям, считающим войну главным занятием

и главным ремеслом своей жизни: жестокие, дикие и беспощадные в отношении своих

врагов, запорожские козаки были добрыми друзьями, верными товарищами,

истинными братьями в отношениях друг к другу, мирными соседями к своим

соратникам по ремеслу, украинским и донским козакам; хищные, кровожадные,

невоздержанные на руку, попирающие всякие права чужой собственности на земле

ненавистного им ляха или презренного бусурмана, запорожские козаки у себя

считали простое воровство какой-нибудь плети или пута страшным уголовным

преступлением, за которое виновного казнили смертною казнью.

 

Светлую сторону характера запорожских козаков составляли - их благодушие,

нестяжательность, щедрость, бескорыстие, постоянство в дружбе, столь высоко

ценимой в Запоржье, что, по козацким правилам, грехом считалось обмануть даже

черта, если он иногда попадал сичовикам в товарищи; кроме того, светлыми

чертами характера запорожских козаков были высокая любовь их к личной свободе,

по которой они предпочитали лютую смерть позорному рабству; глубокое уважение к

старым и заслуженным воинам и вообще ко всем "военным ступеням"; простота,

умеренность и изобретательность, при нужде, в домашнем быту или в разных

безвыходных случаях и физических недугах.

 

В отношении к захожим и заезжим людям запорожские козаки всегда были

гостеприимны и страннолюбивы: "Сей обычай был у запорожцев не только к

приятелям и знакомым, но и к посторонним людям, и наблюдали сию страннолюбия

добродетель строго и неупустительно".

 

Наравне с гостеприимством и страннолюбием запорожские козаки ставили личную

честность как у себя, на Запорожье, так и на войне в отношении врагов

православной веры. "Хотя в Сиси, - говорит на этот счет католический патер

Китович, - жили люди всякого рода - беглые и отступники от всех вер - однако

тамцарствовали такая честность и такая безопасность, что приезжавшие с

товарами, или по другим каким делам люди, не боялись и волоска потерять с

головы своей. Можно было на улице оставить свои деньги, не опасаясь, чтобы они

были похищены. Всякое преступление против чьей-либо честности, гостя или

сечевого жителя, немедленно наказывалось смертью".

 

Война для козака была столь же необходима, как птице крылья, как рыбе вода.

Без войны козак - не козак, без войны лыцарь не лыцарь. Козак не столько не

боялся, а любил войну. Он заботился не только о том, чтобы спасти себе жизнь,

сколько о том, чтобы умереть в бою, как умирают истые рыцари на войне.

 

По врожденным качествам, присущим истому малоросу, запорожцы отличались умением

мастерски рассказывать, умели подмечать смешные стороны у других и предавать их

в шутливом, но ни для кого не обидном тоне. "Обычаи у запорожцев чудны,

поступки хитры, а речи и вымыслы остры и большею частью на насмешку похожи".

 

В свободное от походов время запорожские козаки любили, лежа на животах,

побалагурить, послушать рассказы других, держа при этом в зубах коротенькие

люлечки и попыхивая из них дымком. Люлька для козака первое дело.

 

Сичевые козаки, по своей жизни и по чистоте нравов, говорит очевидец, считали

себя мальтийскими кавалерами, и оттого в Сичь не допускали женщины, будет ли

то мать, сестра или посторонняя женщина для козака. "Запорожским козакам не

позволяется быть женатыми внутри их жилищ (в Сичи), а которые уже женаты,

должно, чтобы жены их жили в близких местах, куда ездят они к ним временно;

но сие надобно делать так, чтобы не знали старшины."

 

Обычай безженности запорожских козаков может быть объяснен прежде и

естественнее всего военным положением их. Постоянно занятый войной, постоянно

в погоне за врагом, постоянно подвергаясь разного рода случайностям, запорожец

не мог, разумеется, и думать о мирной семейной жизни.

 

Но кроме этого бессемейную жизнь запорожских козаков обуславливал и самый строй

их воинского порядка: товариство требовало от каждого козака выше личного блага

ставить благо общества; в силу этого военная добыча запорожских козаков

делилась поровну, недвижимое имущество козаков в принципе составляло

собственность всего войска. Но чтобы совершенно выполнить долг козацкой жизни,

нужно было отказаться от всех семейных обязательств, так как, по евангельскому

слову, только "неоженивыйся печется о Господе, оженивыйся о жене".

 

Таким образом, жизнь запорожского козака - своего рода аскетизм, до которого он

дошел опытом, а не заимствовал извне: "Лицарю i лицарська честь: йому треба

воювати, а не бiля жiнки пропадати".

 

Домашняя жизнь сичевых козаков была слишком проста и скромна. "В запорожской

черни снискание богатства нимало не уважалось: почитая нужды свои в одном

токмо, воинском и промышленном орудиях, не знали они роскоши ни в платье, ни в

украшении, ниже в самой пище, которую хозяин и хлопец имел всегда одну и

всегда почти одинаковую". "Запорожцi, - по козацкой пословице, - як малi дiти:

дай багато - все з'iдять, дай мало - довольнi будуть". На простоту и

воздержанность в жизни запорожцы смотрели, как на одну из важнейших и

необходимейших причин их непобедимости в борьбе с врагами: только тот, кто

победил в себе свои излишние потребности, в состоянии победить и неприятеля".

 

Будучи в душе поэтами и местателями, запорожцы всегда выбирали самые живописные

и красивые места для своих временных и вечных жилищ, влезали на высокие скалы,

уединялись в лесные пущи, поднимались на большие курганы и с высоты птичьего

полета любовались ландщафтами и предавались тихим думам и возвышенным

размышлениям. Будучи высокими ценителями песен, дум и родной музыки, запорожцы

любили послушать своих баянов, слепцов-кобзарей, нередко сами складывали песни

и думы и сами брались за кобзы, бывшие у них любимым музыкальным инструментом.

Кобзарь у запорожцев был хранителем заветных козацких преданий, живописатель

"лыцарских подвигов", иногда первый лекарь больных и раненых, иногда

освободитель невольников из плена, иногда поджигатель к военным походам и

славным подвигам низовых молодцов. Кобза, по понятию козаков, выдумана самим

Богом и его святыми, и отчего она и была у них в такой чести. Для одинокого

запорожца, часто скитавшегося по безлюдным степям, не имевшего возможности в

течение многих дней ни до кого промолвить слова, кобза была истинною подругою,

дружиною верною, которой он поверял свои думы, на которой он разгонял

печаль-тугу.

 

"В пьянстве и бражничестве, - говорит очевидец, - козаки старались превзойти

друг друга, и едва ли найдутся во всей христанской Европе такие беззаботные

головы, как козацкие. Нет в свете народа, который мог бы сравниться в пьянстве

с козаками: не успеют проспаться и вновь уже напиваются".

 

Впрочем, предаваясь разгулу и бражничеству, запорожские козаки, однако не были

похожи на тех жалких пьяниц, которые пропивали свои души в черных и грязных

кабаках и которые теряли в них всякий образ и подобие созданий божних: лыцарь

даже и в попойках оставался лыцарем. Предаваясь широкому и неудержимому

разгулу, козак тем самым выказывал особого рода молодечество, особый взгляд на

жизнь человека, вообще напрасно обременяющего себя трудом и заботами и

совершенно не понимающего истинного смысла жизни - существовать для веселья и

радости.

 

Однако, несмотря на жизнь с точки зрения веселья и радости, запорожец не был

чужд и мрачных дум: в основе характера козака лежала всегда двойственность: то

он очень весел, шутлив и общителен, то он грустен, молчалив, угрюм и

недоступен. Эта двойственность вытекала, конечно, из самого склада жизни

запорожского козака: не имея у себя в Сечи ни роду, ни племени - "вiн iз риби

родом, од пугача плодом", отрезанный от семьи, видя постоянно грядущую в очи

смерть, козак, разумеется смотрел на все беспечно и свой краткий век старался

усладить всякими удовольствиями, доступными ему в Сичи; с другой стороны, тоска

по далекой родине, оставленным на произвол судьбы дорогим родным, а, может

быть, и милой козацкому сердцу "коханке", черствость одиноких товарищей, думы

о грядущей беспомощной старости - заставляли не раз козака впадать в грустные

размышления и чуждаться всякого веселья.

 

Отличительною чертою характера запорожских козаков была и их глубокая

религиозность; черта эта объясняется самым складом жизни их: ничто так, говорят,

не развивает в человеке религиозного чувства как постоянная война.

 

Под влиянием истинного религиозного чувства многие из запорожских козаков,

чуждаясь веселой, шумной и вольной жизни в Сичи, уходили в дремучие леса,

береговые пещеры, речные плавни и там, живя между небом и землей, "спасались

о Христе"; на этом поприще являлись истинные подвижники, высокие молитвенники

и ревностные исполнители заповедей евангельских и преданий апостольских.

 

Запорожец под конец, видя приближение грядущей воочию старости и чувствуя

себя уже более не способным ни к войне, ни к разгульной жизни, нередко уходил

"в ченцi", т.е. в монахи. Большею частью, однако, запоржцы погибали в боях, на

море или на суше, во время походов против неприятелей...

Категорія: Українське козацтво | Додав: chilly (20.03.2008)

Як качати з сайту


[ Повідомити про посилання, що не працює

Права на усі матеріали належать іх власникам. Матеріали преставлені лише з ознайомчєю метою. Заванташивши матеріал Ви несете повну відповідальність за його подальше використання. Якщо Ви є автором матеріалом і вважаєте, що розповсюдження матеріалу порушує Ваші авторські права, будь ласка, зв'яжіться з адміністрацією за адресою ukrhist@meta.ua


У зв`язку з закриттям сервісу megaupload.com , та арештом його засновників частина матерійалу може бути недоступна. Просимо вибачення за тимчасові незручності. Подробніше

Переглядів: 1288
Форма входу
Логін:
Пароль:
Пошук
Друзі сайту
Статистика
Locations of visitors to this page

IP






каталог сайтів



Онлайн усього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0
Copyright MyCorp © 2017