ТОНЧУ Е. А замуж выходили по жребию... - Українські землі в складі Росії - Історія України - Каталог статей - Історія та гуманітарні дисципліни
Неділя, 22.01.2017, 07:58
Історія та гуманітарні дисципліни
Головна | Реєстрація | Вхід Вітаю Вас Гість | RSS
Меню сайту



QBN.com.ua
Головна » Статті » Історія України » Українські землі в складі Росії

ТОНЧУ Е. А замуж выходили по жребию...
"Пообстроились полковые штаб-квартиры, пообзавелись солдатики разными необходимыми атрибутами оседлой жизни, а все чего-то им недоставало. Скучен и молчалив был народ и оживлялся только во время вражеских нашествий; мало того, госпитали и лазареты были переполнены больными... Думало, думало начальство - как пособить горю. Музыка по плацу по три раза в день играла, качелей везде понастроили - нет, не берет! Ходят солдатики скучные, понасупились, есть не едят, пить не пьют, поисхудали страх как. На счастье, нашелся один генерал (Ермолов), большой знаток людей; он и разгадал, чего недостает для солдатушек, и отписал по начальству, что при долговременной, мол, службе на Кавказе, в глуши, в горах да лесах, им необходимы жены. Начальство пособрало в России несколько тысяч вдов с детьми, да молодых девушек (между последними всякие бывали) - и отправило их морем из Астрахани на Кавказ, а часть переслало и сухим путем на Ставрополь. Так знаете, какую встречу делали? Только что подошли к берегу, где теперь Петровское, как артиллерия из пушек палить стала, - в честь бабы, значит, а солдатики шапки подбрасывали да "Ура!" кричали. А замуж выходили по жребию, кому какая достанется. Тут еж приказание начальства да Божья планида всем делом заправляла. А чтобы иная попалась другом, да не по сердцу - так нет, что ты! Они, прости Господи, на козах бы переженились, а тут милостивое начальство им настоящих жен дает..."
Так, благодаря Ермолову, создалась семейная, оседлая жизнь казачьих кавказских полков.
В период заселения Кубани среди казаков преобладали "бездомовые", или "серома", - холостые казаки, не ведшие самостоятельного хозяйства. По мере освоения новых земель налаживался и семейный быт. Однако мужское население в течение всей первой половины XIX века преобладало над женским.
Казачьи семьи были патриархальными. Главой семьи считался мужчина, который единолично распоряжался семейным бюджетом. Именно он принимал решение об отделении сыновей и дочерей при вступлении в брак. Но даже после создания своих семей взрослые сыновья и дочери беспрекословно подчинялись отцу, который мог вмешиваться в их личную жизнь.
В России церковный брак был принят в 1561 году. Однако у казаков обряд бракосочетания вплоть до XVIII века проводился на Кругу. Жених брал невесту за руку, выводил на круг, кланялся и говорил: "Будь моей женой!" - она в ответ: "Будь моим мужем!". После чего молодых трижды обводили вокруг священного дерева, и с этого момента они считались мужем и женой.
В кубанской станице.
Для Кубани конца XVIII - первой половины XIX века характерно многообразие свадебных обрядов. У черноморцев - потомков запорожцев, скептически относившихся к семейной жизни, свадебные традиции в первое время после переселения не играли заметной роли. Более того, войсковая администрация принуждала казаков к заключению браков и в среде черноморцев были известны случаи продажи жен. У линейных казаков свадебная обрядность в основном сформировалась еще до переселения на Кубань.
Свадьбы чаще всего справляли поздней осенью или зимой. Брачный возраст у невесты колебался от 13 до 21 года, у жениха - с 16 до 22 лет.
Согласно Указу от 1775 года казакам как государственным служащим для вступления в законный брак требовалось личное дозволение начальства.
Девушка в личной жизни была свободной. Родители не выдавали ее замуж против воли. В случае неудачного брака она могла добиться развода.
Казаки редко роднились с другими группами населения. Если казак женился на иногородней, то после свадьбы его жена юридически становилась казачкой. Девушки-казачки гораздо реже выходили замуж за иногородних, так как казаки старались не допустить, чтобы кто-либо из их семьи терял привилегированное положение.
Существовало два способа выбора невесты: или это делал сам жених, или его родители.
Задача это была непростая, и учитывались разные факторы: социальное происхождение невестки или зятя, положение их семей в обществе, трудолюбие будущей невестки, физическое здоровье и возраст молодоженов. Те, кто не посещали молодежную улицу либо нарушали ее правовые нормы, как правило, подолгу не выходили замуж. Такие проблемы нередко возникали у дочерей казачьих офицеров. К середине XIX века офицеры окончательно отделились от основной массы казачества. Их дочери также прониклись сознанием своей особенности и не посещали вечеринок станичной молодежи. Этнограф Г. Малявкин писал: "Казаки стеснялись сватать такую, да она и не шла". Парубок-казак старался подобрать себе невесту - ровню по материальному и социальному положению.
Один из современников вспоминал: "В былое время дочь офицера так же убирала виноградники, так же ходила "полоть арбузы", так же принимала участие в хороводах и вечеринках, как и простая казачка. И судьба ее скорее устраивалась, скорее она находила себе мужа по сердцу, и жизнь не раз складывалась довольно счастливо. В последнее время уже не то: молодая девушка, вкусивши отчасти городской жизни, уже не думает о простом казаке, а непременно мечтает об офицере или каком-нибудь чиновнике. Мечты так и остаются мечтами, так как офицер или чиновник ищет или денег, или порядочного образования. Ни того, ни другого не имели за собой девушки, дочери казачьих офицеров, и естественно, что они подолгу, а иногда и совсем, оставались "в девках".
Младшая сестра не могла выйти замуж раньше старшей. Родители боялись, что старшая дочь "засидится в девках". Известны случаи, когда казак, пришедший сватать младшую дочь, женился в итоге на старшей.
Девушки, имеющие "дурную славу", - те, которые неоднократно отказывали женихам или пренебрегали правилами молодежных групп, испытывали серьезные сложности с выходом замуж в своей станице. Отец девушки, имеющей физические недостатки, сажал дочь в повозку и провозил ее по всей станице с криком "Паспела! Паспела!" Если в своей станице не находился желающий взять ее в жены, отец вез ее дальше. В конце концов охотник находился, им мог быть либо парень-калека, либо вдовец с детьми.
Главной заботой не только родителей, но и всей казачьей общины было хозяйственное благополучие молодых. Поэтому родня жениха и невесты, собираясь на "договор", обсуждала не только свадьбу, приданое невесты, но и как будет выглядеть хозяйство молодых.
Родители также договаривались, какую неустойку должна будет заплатить виновная сторона в случае расстройства свадьбы.
Свадьба начиналась с выкупа невесты, затем молодые со свашкой, дружком и всеми желающими ехали в церковь венчаться. Жениху надевали золотое кольцо, невесте - серебряное, что означало преимущество мужа перед женой. Как говорилось в те годы: "Как солнце имеет преимущество перед луной".
По обычаю свадебный стол накрывали в двух домах - у жениха и невесты и сидели за ним только женатые люди. Гостей угощали варениками с калиной, куриной лапшой, ухой.
Молодой невестке в семье мужа приходилось не сладко. Традиционная система обычноправовых стереотипов поведения в семье давала возможность свекру, свекрови поручать ей более грязную и тяжелую работу. Например, младшая невестка мыла свекру ноги и голову. Д. Шахов в описании кубанских станиц отмечал, что "положение женщины вообще в семье зависимое, тяжелое. Муж - глава и деспот, женщина - полураба, труженица". Другой автор, П. Близнюков, писал: "Суровое обращение самого мужа не вызывает в молодой такой горечи, как суровое обращение свекрови. Напротив, побои она выносит безропотно. Многие женщины даже уверяли, что если муж бьет ее, - значит, любит. И действительно, муж бьет жену либо из ревности, либо с намерением научить добру, либо под пьяну руку, что доставляет ей даже некоторое приятное чувство самообольщения. Приняв их, она не прочь даже и прихвастнуть перед своими подругами".
Лучшими моральными качествами младшей невестки признавались скромность, покорность, уважительность. Часто молодую замужнюю женщину называли молодайка, то есть "зилена нивеста".
Младшая невестка имела право посещать своих родителей. Но посещения эти строго регламентировались. Если невестка отправлялась к родителям без разрешения старших, муж наказывал ее.
Когда казак шел на службу, жена обычно возвращалась в родную семью.
Положение старшей невестки в семье во многом отличалось от положения младшей. В одних семьях, где безраздельно господствовала хозяйка, старшей невестке поручалась более легкая работа, к ней обращались за советами в хозяйственных вопросах. В других же семьях старшая невестка получала задание на день, а затем сама распределяла обязанности между остальными женщинами в семье. Ей подчинялись и незамужние дочери хозяйки. В таких семьях практиковалась система дежурств невесток. По наблюдениям Е. Передельского существовало две очереди дежурств: "в свой день каждая невестка обязана наносить дров, затопить печь и приготовить обед, накормить кур, гусей, свиней, собак; а также накрыть стол, подать обед, прибрать со стола, перемыть посуду и проч.". Вторая очередь заключалась в изготовлении хлеба.
Статус хозяйки в казачьей семье был весьма высок. С ней советовался хозяин в принятии как незначительных, так и важных решений. Хозяйка следила за "правильностью" поведения не только невесток и дочерей, но и сыновей, а также за тем, чтобы наказания внуков и племянников были справедливыми. Она могла отменить незаслуженное наказание ребенка и словесно осудить поведение невестки. В случае смерти мужа она брала на себя его функции и руководила семьей.
В связи со сложной военной обстановкой и распространением хуторского (натурального) хозяйства рабочих рук постоянно не хватало. Поэтому в конце XVIII - XIX веке рождение пяти - семи детей в семье было обычным явлением. Некоторые женщины рожали по пятнадцать - семнадцать детей. Беременность невестки скрывалась, пока не становилось очевидным фактом. Как только свекровь замечала это, невестку посылали в церковь "за молитвою, шоп харашо народить". С этого времени ей старались не давать тяжелой работы. После родов женщина считалась нечистой и на протяжении шести недель ей не дозволялось ходить в церковь.
Довольно широко распространенно в жизни казачек на Кубани было вдовство. Причиной тому всеобщая воинская повинность в казачьих войсках и частая гибель казаков.
Женщина, остающаяся вдовой в брачноспособном возрасте, имела право выбора: она могла остаться в семье мужа, или вернуться к родителям, или выделиться в самостоятельное хозяйство. При этом учитывалась точка зрения свекра и семьи мужа в целом. В случаях когда мнения не совпадали, вдова самовольно уходила, а затем обращалась в станичный суд с просьбой возвратить ее имущество из семьи свекра. При согласии свекра на выдел вдовы он не только возвращал невестке ее приданое, но и давал крупный рогатый скот, другое семейное имущество, иногда строил или покупал хату.
Если невестка оставалась в доме покойного мужа, она могла жить дальше безбрачно, или выйти замуж повторно, выбрав жениха по своему усмотрению, или выйти замуж за младшего брата мужа. Это объяснялось тем, что семья хотела сохранить детей покойного мужа при себе, а также обойти различные психологические, материальные, финансовые сложности.
В больших казачьих семьях существовали общие стереотипы о мужском и женском труде. В приусадебном хозяйстве за крупным рогатым скотом, лошадьми, овцами ухаживали мужчины, а за свиньями и домашней птицей - женщины, они же и доили коров. Работы по огороду и по саду считались женскими. Дрова заготавливал мужчина, а женщина носила их в хату и топила печь.
Пахали и бороновали мужчины, они же и сеяли пшеницу. А вот подсолнечник сажали обязательно женщины. Прополка в одних семьях считалась исключительно женским делом, в других - этим занимались и мужчины, и женщины. Хлеб, кукурузу, сено косили преимущественно мужчины, хотя, как отмечает Л. Н. Чижикова, "почти во всех казачьих семьях косой владели и женщины". Собирали скошенное в снопы, как правило, женщины. На Кубани сохранялась свойственная всем восточным славянам традиция: коса - мужчина, серп - женщина. Помол зерна ручными мельницами у многих народов Северного Кавказа был обязанностью женщин. Они же являлись полновластными хозяйками водяных мельниц, куда по обычаю мужчинам запрещалось даже входить. Последние только ремонтировали мельницы и следили за исправностью мельничного канала.
Не без основания народ воспел в героических преданиях родной земли образы матерей и жен. Из поколения в поколение переходил древний казачий сказ: "Это случилось давно, братья соколы, еще в те времена, когда казакам часто приходилось биться и гибнуть в степях и на синем море, когда души погибших реяли в туманах над речными мелями, над болотистыми лиманами, когда горькие причитания по павшим неслись с каждого хутора, как шум воды на порогах.
Однажды спустилась на землю Пречистая Дева, наша Небесная Мати. Вместе со святым Николаем, в лучшей своей жемчужной короне, тихо скользила она вдоль обширного казачьего края, внимая горькому плачу своих детей. И когда наступил знойный день, пересохли от жажды уста ее и нечем было их освежить. Никто на хуторах не отвечал на их стук, никто не подходил к дверям и только громче еще раздавались за ними горькие рыдания.
Тогда подошли они к широкой реке. И только наклонилась к ее струям Пречистая Мати, как упала корона с ее головы, упала и скрылась глубоко под водой. "Ах, пропали мои прекрасные жемчуга. Никогда не будет у меня таких красивых", - сказала она. Но когда возвратились они в свой Небесный Дом, то увидели на ее золотом троне такие же сияющие зерна драгоценного жемчуга.
- Как же они попали сюда? - воскликнула она, - ведь я их потеряла. Наверное, их нашли казаки и передали для меня.
- Нет, Матушка, - сказал ей сын, - это не жемчуг, а слезы казачьих матерей. Ангелы собрали их и принесли к твоему престолу".
И эта статья - дань уважения и признательности моим землячкам - женщинам Кубани, давно ушедшим из жизни и тем, кто сегодня воспитывает подрастающее поколение на неизменных ценностях кубанской культуры.

Российский исторический иллюстированный журнал "Родина"
http://www.istrodina.com

Категорія: Українські землі в складі Росії | Додав: ukrhist (24.06.2008)

Як качати з сайту


[ Повідомити про посилання, що не працює

Права на усі матеріали належать іх власникам. Матеріали преставлені лише з ознайомчєю метою. Заванташивши матеріал Ви несете повну відповідальність за його подальше використання. Якщо Ви є автором матеріалом і вважаєте, що розповсюдження матеріалу порушує Ваші авторські права, будь ласка, зв'яжіться з адміністрацією за адресою ukrhist@meta.ua


У зв`язку з закриттям сервісу megaupload.com , та арештом його засновників частина матерійалу може бути недоступна. Просимо вибачення за тимчасові незручності. Подробніше

Переглядів: 1086
Форма входу
Логін:
Пароль:
Пошук
Друзі сайту
Статистика
Locations of visitors to this page

IP






каталог сайтів



Онлайн усього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0
Copyright MyCorp © 2017