Неділя, 19.11.2017, 23:42
Історія та гуманітарні дисципліни
Головна | Реєстрація | Вхід Вітаю Вас Гість | RSS
Меню сайту



QBN.com.ua
Головна » Статті » Історія України » Сучасність

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ К ЗАСЕДАНИЮ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ 26 мая 1992 г._2
1.2.3. Помилования

В 1980-е гг., судя по документам, ЦК КПСС (во всяком случае, Секретариат и Политбюро) занимался не всеми случаями помилования (как в более ранние эпохи, например, в начале 50-х гг. — см. «Постановления Политбюро ЦК ВКП(б) об утверждении Постановлений ПВС СССР по ходатайствам о помиловании лиц, осужденных к высшей мере за 1952 год». — АП РФ, ф 3, оп. 57, N 106), а лишь теми, которые представлялись ему наиболее важными с общеполитической точки зрения, т.е. помилованием иностранных граждан, политзаключенных и т.п. Примеров этого рода деятельности ЦК немало. Так, 15.12.1986 Политбюро приняло решение по записке Е.Лигачева, В.Чебрикова и Г.Марчука, датированной 09.12.1986, о прекращении действия Указа ПВС 1980 г. о выселении А.Д.Сахарова из Москвы и, одновременно, о помиловании (без всякой просьбы с ее стороны) Е.Г.Боннэр, осужденной в 1984 г. по ст. 190-1 УК РСФСР. Соответствующие Указы ПВС СССР, проект которых был одобрен 15.12 на заседании Политбюро, были изданы 17.12.1986 от имени ПВС (См. Прил. XII, док. 5а). 31.12.1986 Политбюро приняло решение об освобождении всех осужденных по ст.ст. 70 и 190-1, которые согласятся обратиться с заявлением в ПВС СССР «о недопущении ими впредь враждебной и иной противоправной деятельности». Освобождение политзаключенных, согласно решенной в Политбюро процедуре, началось уже в январе 1987 г. и растянулось на длительный период (из-за отказа целого ряда осужденных писать какие-то ни было прошения в ПВС), при этом о ходе процесса помилования КГБ регулярно информировал ЦК. (См. Прил. XII, док. 5, л. 3 и док. 6).

1.2.4. Государственные награды — присвоение и лишение

Награждения граждан орденами и медалями, почетными грамотами ПВС, присвоения почетных званий, по законодательству СССР, составляющие прерогативу ПВС СССР также осуществлялись под полным контролем местных и центральных партийных органов. Само выдвижение кандидатур на награждение производилось руководством организаций, учреждений или трудовыми коллективами с обязательным участием соответствующих партийных комитетов.

Прежде чем присвоение награды или почетного звания закреплялось Указом или постановлением ПВС СССР или РСФСР, наградные документы рассматривались и утверждались партийными инстанциями краевого, областного или республиканского уровня, а затем представлялись ими в ЦК КПСС, где, в зависимости от ранга награды (звания), утверждение производилось постановлением Секретариата или Политбюро ЦК (см. Инструкцию по работе с секретными документами ЦК КПСС — Прил. VI, док. 7, пп. 17-19, 21). ЦК же утверждались и суммарные лимиты на награждения по областям-краям-республикам или по определенной отрасли.

Такой порядок оставался практически неизменным до февраля 1989 г., когда, согласно введенной постановлением Секретариата новой процедуре (Ст-96/136гс от 13.02.1989), из компетенции ЦК был выведен ряд награждений низшего ранга, согласования по другим были сведены на уровень отделов ЦК, а награды, оставшиеся в ведении Секретариата и Политбюро, должны были утверждаться отныне не постановлениями, а простым согласием секретаря или члена Политбюро (см. Прил. I, док. 13). Многочисленные согласования наград в ЦК КПСС фиксируются в документации ЦК и в период после изменения статьи 6 Конституции СССР. Интересно, что в этот период в ЦК по-прежнему проходило утверждение кандидатур советских граждан, представленных к иностранным наградам (см. Прил. I, док. 14). Отказ ЦК от практики централизованного партийного контроля за награждением и присвоением почетных званий был оформлен постановлением Секретариата от 16.10.1990 (Ст7/47г), которое, отменяя предыдущие партийные распоряжения, предписывало партийным комитетам и организациям КПСС в дальнейшем «руководствоваться положениями законодательства по этому вопросу» (Прил. I, док. 16, л. 2).

Ошибочно думать, что награждение или присвоение почетных званий даже в период их, казалось бы, массовой и бездумной раздачи, осуществлялось партийным аппаратом формально, без определенной цели и должной проверки кандидатур (см., напр. Прил. I, док.11). Подведомственность партии наградной системы — одна из составляющих поощрительно-карательного механизма кадровой работы КПСС. Решения ЦК по этому поводу (особенно касавшиеся государственных наград) всегда тщательно коррелировались с текущим политическим курсом (см., например, решения о присвоении звания Героя Советского Союза Министру госбезопасности ГДР Э.Мильке в 1987 и о лишении А.Д.Сахарова звания Героя Социалистического Труда в 1980 — Прил. XII, док. 7, 8, 8а; ср. также уникальный случай отказа А.Д.Сахарова от принятия наград в 1988, потребовавший дополнительного решения Политбюро — там же, док. 9, л. 3).

1.2.5. Тот же механизм предварительного утверждения постановлений ПВС СССР (или, в зависимости от уровня — Совмина СССР) действовал при присвоении высших воинских званий и дипломатических рангов. (См. Прил. VIII, док. 33-34).

1.3. КПСС и организация работы органов народного представительства

Проведение сессий Верховных Советов СССР и РСФСР, включая повестку дня, доклады высших должностных лиц, утверждение Указов — готовились Отделом организационно-партийной работы ЦК КПСС и утверждались на заседаниях Секретариата и/или Политбюро ЦК (См., например, Прил. I, док. 17-18). Аналогично определялся порядок проведения сессий Верховных Советов союзных республик — на уровне ЦК компартий этих республик, сессий Верховных Советов автономных республик, областных и краевых Советов — на уровне обкомов и крайкомов, районных советов — на уровне райкомов ЦК КПСС.

1.4. Контроль над выборами

Состав избирательных комиссий, процедура выдвижения кандидатов в депутаты, ход выборов, их итоги (включая количественное распределение будущего депутатского корпуса по некоторым социально значимым параметрам — пол, возраст, образование, партийность, социальное происхождение, национальный состав), освещение хода избирательной кампании и ее результатов в прессе — все это определялось аппаратом ЦК КПСС или местных партийных организаций.

Рассмотрим в качестве примера выборы 1974 г. в Верховный Совет СССР (напомним, именно этот состав ВС единодушно проголосовал за Конституцию 1977 года, включившей в себя ст. 6).

19.12.1973 — Секретариат ЦК утверждает дату проведения выборов, предложенную ПВС, утверждает текст соответствующего Указа ПВС СССР, принимает предложение ПВС о количестве избирательных округов, поручает республиканским ЦК и ПВС рассмотреть вопрос о составе избирательных округов на территории республик и представить свои предложения к 01.02.1974 в ПВС СССР, который к 01.03.1974 должен представить в ЦК на утверждение Указы об избирательных округах, поручает Совмину СССР выделить средства и бумагу на проведение выборов (Ст106/1, утверждено Политбюро 27.12.1973, П119/241 — Прил. II, док.6-7).

19.03.1974 — Секретариат ЦК утверждает «Перечень основных организационных и пропагандистских мероприятий в связи с выборами в ВС СССР», разработанный отделами ЦК по поручению Политбюро (07.03.1974, П128/пр). Здесь определяется порядок дальнейшей деятельности по выборам, причем ключевые моменты избирательной кампании — выдвижение и утверждение кандидатур в избиркомы всех уровней, определение качественного состава кандидатов в депутаты, их выдвижение, освещение подготовки и результатов выборов — поручается организовывать отделам ЦК и местным партийным органам, с постоянной отчетностью перед ЦК (Ст118/3 — Прил. II, док.8).

На том же заседании одобряются составы Центральной избирательной комиссии и Избирательной комиссии РСФСР, а также Указы ПВС СССР и РСФСР об утверждении этих комиссий (Ст118/4, 118/5). Из 27 членов Центризбиркома — 9 членов ЦК, крупных партийных и комсомольских функционеров, 7 беспартийных; Председатель — член ЦК, акад.П.Н.Федосеев, Секретарь — зав. Отдела ЦК по оргпартработе И.В.Капитонов. Состав российской комиссии (19 чел.) более демократичен: всего 2 члена ЦК — Председатель, бригадир слесарей А.В.Викторов и Секретарь, зам.зав. Отдела оргпартработы Н.А.Петровичев (утверждено Политбюро 21.03.74, П130/ХIII, XIV). См. там же, док.9-10.

02.04.1974 — Секретариат ЦК одобряет и утверждает «Инструкцию об организационной и агитационно-пропагандистской работе парторганизаций в связи с выборами в ВС СССР 9-го созыва» (Ст119/2с — Прил. II, док.11-12). В Инструкции подробно регламентируются все этапы избирательной кампании, особый акцент делается на формирование состава избирательных комиссий и депутатского корпуса.

В тот же день обсуждаются и передаются на рассмотрение Политбюро предложения по качественному составу кандидатов в депутаты. Анализируются результаты выборов 1966 и 1970 гг. (процентное соотношение социальных, возрастных и половых групп, раскладка по республикам, представительство от различных социальных групп в абсолютных цифрах), вносятся предложения по их корректировке. В обсуждаемой записке (подготовлена Отделом оргпартработы), в частности, высказывается озабоченность ростом процента партийных и государственных руководителей и пожелание о сохранении представительства еврейской и немецкой национальностей (Прил. II, док.13).

04.06.1974 — на Секретариате обсуждается и одобряется предлагаемый Центральной избирательной комиссией порядок и сроки опубликования в печати сообщений о ходе голосования и результатах выборов, утверждаются тексты этих сообщений (в которых уже обозначены качественные итоги голосования), определяются формы отчетных документов (Ст127/1 — Прил. II, док.14).

14.06.1974 — вышеуказанный порядок одобряется Политбюро (П140/V — Прил. II, док.15).

16.06.1974 — выборы в ВС СССР.

Анализ вышеперечисленных документов достаточно очевидно показывает, что выборы 1974 г. (вполне, впрочем, типичные) проходили под полным монопольным контролем КПСС и ее центрального аппарата. Аналогичная картина вырисовывается и при изучении документов ЦК по выборам в местные Советы и Верховные Советы республик (см. Прил. II, док.16, 21). Вопрос о том, в какой мере декларированное в Конституции 1939 г. тайное голосование было действительно тайным, а его опубликованные результаты — соответствующими реальным, нуждается в отдельном рассмотрении. Заметим лишь, что в архивных материалах КГБ «по розыску авторов анонимных антисоветских документов» встречаются справки и сообщения о «происшествиях и антисоветских проявлениях» во время выборов: расклеивании листовок, «враждебных» надписях на избирательных бюллетенях (NB!), отказах от участия в голосовании. Часть информации такого рода посылалась КГБ в ЦК и в местные партийные органы (см. Прил. XII, док. 10-11).

1.5. КПСС и Конституция 1977 г.

Особо важным представляется нам то обстоятельство, что ЦК КПСС полностью контролировал и ход работы над проектом новой Конституции СССР, принятой 07.10.1977.

Этот контроль обеспечивался:

* персональным составом рабочей группы ЦК по выработке проекта Конституции (21.03.1973, обновлена 13.04.1977 — во главе обоих составов секретарь ЦК Б.Н.Пономарев, также входят другие секретари ЦК), составом Конституционной комиссии ВС СССР (Председатель с 11.12.1964г. — Л.И.Брежнев);
* составом ее Редакционной подкомиссии (входит все Политбюро и Секретари ЦК);
* составом ее Секретариата, возглавляемого Секретарями ЦК Пономаревым, Зимяниным, Капитоновым, Черненко (при этом они рекомендованы решением секретариата ЦК за подписями секретарей ЦК Пономарева, Зимянина, Капитонова, Черненко по записке, поданной Пономаревым, Зимяниным, Капитоновым, Черненко) и призванного обобщать предложения и замечания по проекту Конституции;
* составом Редакционной комиссии ВС по выработке окончательного текста Конституции (из 162 членов — 17 беспартийных и 15 членов ЦК, Председатель — Генеральный секретарь ЦК и Председатель ПВС Л.И.Брежнев);
* выполнением многочисленных инструкций ЦК КПСС по организации «всенародного обсуждения» проекта после одобрения его майским (1977) пленумом ЦК КПСС.

Таким образом — с помощью полностью контролируемого Верховного Совета созыва 1974 г. — и был создан конституционный порядок, легализовавший на период с 1977 по 1990 гг. особое положение КПСС в политической жизни страны (Конституция СССР, ст.6 в редакции 1977 г.).

Механизмы выработки и принятия Конституций союзных и автономных республик были чрезвычайно близки к описанным (недаром рабочую группу по оказанию методической помощи республикам в выработке проектов их Конституций возглавили Пономарев, Зимянин, Капитонов, Черненко). Материалы по работе ЦК над союзной и республиканскими Конституциями см.: Прил. II, док. 22-57.

До последнего времени законодательная деятельность Верховных Советов СССР и РСФСР была в большой степени сведена к оформлению решений, принимаемых ЦК КПСС, точнее — его Секретариатом и Политбюро. В той же мере сказанное относится и к решению персональных вопросов, входящих в прерогативы Верховного Совета СССР и его Президиума. Эта деятельность аппарата и руководства ЦК не только содержала признаки подмены функций высших представительных органов государства, но и составляла существенный элемент системы, направленной к сохранению партийной монополии на власть.

Сам процесс формирования Советов различных уровней также предрешался и контролировался как местным, так и центральным аппаратом КПСС.

Категорія: Сучасність | Додав: chilly (11.12.2008)

Як качати з сайту


[ Повідомити про посилання, що не працює

Права на усі матеріали належать іх власникам. Матеріали преставлені лише з ознайомчєю метою. Заванташивши матеріал Ви несете повну відповідальність за його подальше використання. Якщо Ви є автором матеріалом і вважаєте, що розповсюдження матеріалу порушує Ваші авторські права, будь ласка, зв'яжіться з адміністрацією за адресою ukrhist@meta.ua


У зв`язку з закриттям сервісу megaupload.com , та арештом його засновників частина матерійалу може бути недоступна. Просимо вибачення за тимчасові незручності. Подробніше

Переглядів: 743
Форма входу
Логін:
Пароль:
Пошук
Друзі сайту
Статистика
Locations of visitors to this page

IP






каталог сайтів



Онлайн усього: 2
Гостей: 2
Користувачів: 0
Copyright MyCorp © 2017