Субота, 20.04.2024, 15:32
Історія та гуманітарні дисципліни
Головна | Реєстрація | Вхід Вітаю Вас Гість | RSS
Меню сайту



QBN.com.ua
Головна » Статті » Історія України » поч20

Широкогоров В. Цены и оклады: дореволюционная Россия
«Позитивный маркетинг» с самого первого номера неустанно утверждал, что в вопросах маркетинга, равно как и вообще во всех идеологических вопросах, жизненно необходим принцип здорового скептицизма и стремление к проверке любых гипотез и «общеизвестных фактов». Только такой подход обеспечивает сохранение творческой составляющей в любом роде деятельности и привязку к реальности. Безусловное принятие любых «фактов» и гипотез же, напротив, чревато порождением химерических псевдореальностей и вовлечением в манипулирование.

Сегодня возможности для проверки фактов и гипотез если и не безграничны, то велики как никогда. К услугам интересующихся – справочные и статистические издания, традиционные и электронные библиотеки, книжные и букинистические магазины, интернет со всеми его возможностями.

Мы также считаем, что объём информации в современном мире таков, что большинства фактов просто невозможно знать физически и для их проверки следует пользоваться справочными материалами. В то же время существует корпус обязательных знаний, необладание каковым выводит человека как минимум в социальные маргиналы – нельзя русскому человеку не знать, что Волга впадает в Каспийское море и что автором «Сказки о царе Салтане» является Александр Сергеевич Пушкин. За пределами корпуса обязательных знаний, как мы считаем, лежит область представлений и понятий. Иметь представление или понятие о предмете означает иметь возможность быстро и довольно точно ограничить область поиска фактов конкретными параметрами. Так, можно не знать в точности технологии производства цемента, но иметь представление, что цемент получают из минерального сырья.

Проект компании «Дымшиц и партнёры» «РОССIЙСКIЙ МIРЪ: ЧТО, КТО И ГДЕ» как раз ставит своей задачей «максимальную формализацию структуры представлений, формируемых культурным шаблоном». Предлагая внести в программу проекта тему восприятия розничных цен и окладов (зарплат, жалований) различных эпох российской истории, мы также приведём некоторые факты, которые, возможно, будут полезны для сравнения воспринимаемых розничных цен и доходов с реально существовавшими.

Действительно, в текстах на русском языке то и дело встречаются упоминания цен и выплаченных сумм, причём читателю, особенно молодому и юному, эти числа мало что говорят. Например, сколько «на сегодняшние деньги» составили бы семнадцать тысяч, потраченные Ильёй Федосеевичем на безумный разгул в рассказе Н. Лескова «Чертогон», что примечательного в том, что за «большой медный лист на деревянной основе» в пивном автомате на улице Королёва «управление торговли уплатило чеканщику триста шестьдесят два рубля» и почему В. Орлов в романе «Аптекарь» отмечает этот факт, и действительно ли «до революции» за три рубля можно было купить корову?

Приводимые нами в этом (и, надеемся, последующих) материале факты имеют двоякую цель. С одной стороны, они, как уже было сказано, могут быть использованы для сравнения реально существовавших цен и окладов с воспринимаемыми. С другой стороны, публикуемые факты помогут составить у интересующихся представление или понятие об уровне цен и окладов в ту или иную эпоху.

Так как в истории России последних ста с небольшим лет могут быть довольно легко выделены периоды, когда цены и доходы оставались относительно стабильными, мы начнём обзор с первого такого периода – от начала 20 века до Первой мировой войны. Этот период наиболее интересен по многим причинам. Прежде всего, советские пропагандисты на протяжении десятилетий сравнивали современные им достижения с благословенным 1913-м годом. Во-вторых, экономика перед Первой мировой войной действительно являла собой пик развития старой России. Наконец, это был последний период до нынешнего времени, когда практически все товарные категории были свободно доступны для приобретения всеми лицами, имевшими для того средства. В советские годы истории России, как это нам известно, свободное приобретение многих продуктов, предметов и услуг было запрещено или ограничено распределительной системой, или закреплено за привилегированными социальными группами. «Довоенная» свобода торговли не достигнута по ряду параметров и до сих пор. Так, например, приобретение короткоствольного огнестрельного оружия, чаемое у нас праволиберальной общественностью, было тогда с определёнными ограничениями разрешено.

В этом сообщении мы рассмотрим оклады (заработные платы, жалования) нескольких категорий лиц, служивших или работавших по найму, а также цены на некоторые категории товаров и массовых услуг в начале 20 века.

ПЕРЕЙТИ НА СТОРІНКУ МАТЕРІАЛУ

Категорія: поч20 | Додав: chilly (14.02.2009)

Як качати з сайту


[ Повідомити про посилання, що не працює

Права на усі матеріали належать іх власникам. Матеріали преставлені лише з ознайомчєю метою. Заванташивши матеріал Ви несете повну відповідальність за його подальше використання. Якщо Ви є автором матеріалом і вважаєте, що розповсюдження матеріалу порушує Ваші авторські права, будь ласка, зв'яжіться з адміністрацією за адресою ukrhist@meta.ua


У зв`язку з закриттям сервісу megaupload.com , та арештом його засновників частина матерійалу може бути недоступна. Просимо вибачення за тимчасові незручності. Подробніше

Переглядів: 2175
Форма входу
Логін:
Пароль:
Пошук
Друзі сайту
Статистика
Locations of visitors to this page

IP






каталог сайтів



Онлайн усього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0
Copyright MyCorp © 2024