Середа, 18.10.2017, 17:06
Історія та гуманітарні дисципліни
Головна | Реєстрація | Вхід Вітаю Вас Гість | RSS
Меню сайту



QBN.com.ua
Головна » Статті » Історія д і п зарубіжних країн » Стародавня доба

Институции Гая
КНИГА I

1. Все народы, которые управляются законами и обыча-
ями, пользуются частью своим собственным правом, частью
общим правом всех людей; итак, то право, которое каждый
народ сам для себя установил, есть его собственное пра-
во и называется правом гражданским... А то право, кото-
рое между всеми людьми установил естественный разум,
применяется и защищается одинаково у всех народов и на-
зывается правом общенародным... Таким образом и римский
народ пользуется отчасти своим собственным правом, от-
части правом, общим всем людям...
2. Гражданское право римского народа состоит из за-
конов, решений плебеев, постановлений сената, указов
императора, эдиктов тех сановников, которые имеют право
издавать распоряжения, и из ответов юристов 22.
8. Все право, которым мы пользуемся, относится или к
лицам или к вещам... или к искам...
9. Главное разделение в праве лиц состоит в том, что
все люди - или свободны или рабы.
10. Далее, из свободных людей одни - свободнорожден-
ные, другие вольноотпущенные.
11. Свободнорожденные суть те, которые родились сво-
бодными; вольноотпущенные - это те, которые отпущены на
волю из законного рабства.
48. Следует другое деление в праве лиц. Именно одни
лица самовластны, другие подчинены чужому праву.
49. Из подвластных опять одни находятся под властью
отца, другие под властью мужа, третьи в кабальной за-
висимости от другого.


21 Гай-римский юрист II века н. э., составивший
учебник для изучающих право. Его учебник благодаря
простоте и ясности изложения пользовался большой попу-
лярностью.
22 В I веке н. э. некоторые известные юристы получа-
ли право давать официальные консультации в ответ на об-
ращенные к императору вопросы судей и должностных лиц.


50. Рассмотрим сперва тех, которые подчинены чужому
праву, потому что если мы узнаем, что это за лица, то
вместе с тем поймем, какие лица самовластны.
51. Сперва разберем тех, которые находятся под
властью другого.
52. Итак, под властью господ состоят рабы; эта
власть над рабами есть институт общенародного права;
ибо у всех вообще народов мы можем заметить, что госпо-
да имеют над рабами право жизни и смерти и что все, что
приобретается рабом, приобретается господину.
55. Равным образом под нашею властью состоят наши
дети, рожденные в законном браке; право это есть осо-
бенность (исключительное достояние) римских граждан,
ибо нет почти других народов, которые имели бы над
детьми такую власть, какую мы имеем...
109. Под властью отца обыкновенно бывают и мужчины и
женщины, семейной же власти мужа подчиняются только
женщины.
119 Манципация состоит... в мнимой (воображаемой)
продаже. Эта форма приобретения собственности свойс-
твенна тоже римским гражданам и совершается следующим
образом. Пригласив не менее 5-ти совершеннолетних римс-
ких граждан в качестве свидетелей и сверх того еще одно
лицо того же состояния, которое держало бы в руках мед-
ные весы и называющееся весовщиком, покупатель, еще
держа медь, говорит так: "Утверждаю, что этот раб по
квиритскому праву принадлежит мне и что он должен счи-
таться купленным мною за этот металл и посредством этих
медных весов";
затем он ударяет этим металлом о весы и передает
его, как покупную сумму тому, от кого приобретает вещь
путем купли.
120. Этим способом манципируются рабы и лица свобод-
ного состояния, - а также животные, которые причисляют-
ся к res mancipi, как напр. быки, лошади, мулы, ослы;
тем же самым способом обыкновенно манципируются земель-
ные участки как сельские, так и городские...
121. Манцйпация поземельных участков отличается от
манципации прочих вещей только тем, что рабы и свобод-
ные, а равно животные, причисляющиеся к разряду res
mancipi, могут быть манципированы, только будучи нали-
цо, причем необходимо, чтобы тот, кто приобретает (по-
купатель), касался собственноручно того самого предме-
та, который ему передается; потому-то и акт этот назы-
вается манципация, так как вещь берется рукой; недвижи-
мые же имения манципируются обыкновенно при их отсутс-
твии.
122. Медь и весы употребляются потому, что некогда
пользовались только медными деньгами, так что существо-
ва-
ли ассы..., а не было в употреблении ни одной золотой
или серебряной монеты...
159. Умаление правоспособности есть перемена прежне-
го состояния: она случается тремя способами, именно...
бывает или наибольшая, или меньшая, которую некоторые
называют среднею, или же наименьшая.
160. Наибольшая бывает тогда, когда кто-либо теряет
одновременно и гражданские права и свободу. Это случа-
ется напр., с теми, которых продают в чужую страну, за
то, что они или не внесли своего имущества в цензорские
списки, или уклонились от военной службы, равным обра-
зом и с теми, которые, позволив продать себя на родине
в рабство, делаются на основании сенатского постановле-
ния рабами тех, во вред которых они намеревались дейс-
твовать. Этому же виду лишения свободы подвергаются и
свободнорожденные женщины, которые... делаются рабынями
тех господ, против воли и запрета которых они вступили
в сношения с рабами.
161. Меньшая или средняя перемена правоспособности
бывает тогда, когда теряется право гражданства, а сох-
раняется свобода. Это случается с тем, кого изгоняют из
пределов отечества.
162. Наименьшее умаление правоспособности имеет мес-
то тогда, когда сохраняется и гражданство, и свобода,
но изменяется состояние человека. Это случается с теми,
которые усыновляются, а также с теми женщинами, которые
вступают во власть мужа посредством коэмции23, и с те-
ми, которые отдаются кому в кабалу и которые отпускают-
ся на волю из манципации24; при том, сколько раз кто
манципируется или отпускается на волю, столько же раз
он подвергается упомянутому виду умаления правоспособ-
ности.

Книга II

1. В предыдущей книге мы говорили о личных правах;
теперь рассмотрим вещи...
14а...Существует деление вещей на два разряда: на
res inancmi и res пес mancipi.
14Б) К res mancipi относятся рабы, быки, лошади, ос-
лы, мулы и земли, далее строения на италийской земле...
18. Велика однако ж разница между вещами marrcipi и nес
manlcipi. 19.

23 Коэмция - покупка жены мужем в присутствии 5 сви-
детелей. Во времена Гая этот обряд утратил свое перво-
начальное значение и совершался с согласия невесты.
24 Имеется в виду мнимая продажа подвластного, сим-
волизировавшая освобождение его (см. Законы XII таблиц,
IV, 2).

19. А именно, res nес mancipi переходят в собственность
другого лица вследствие простой передачи, если только
вещи эти физические и вследствие этого допускают пере-
дачу.
20. Следовательно, если я передам тебе платье, или
золото, или серебро на основании ли продажи, дарения
или каким-нибудь другим способом, то вещь эта делается
тотчас же твоею без соблюдения каких-либо торжественных
формальностей.
21. В таких же точно условиях находятся провинциаль-
ные поместья...
22. Res mancipi это те, которые переходят к дру-
гому лицу посредством манципации; вот почему эти вещи и
названы mancipi. Какое значение и какую силу имеет ман-
ципация, такую же силу имеет форма приобретения прав,
называемая in jure cessio.
24.Сделка in jure cessio совершается следующим обра-
зом:
перед магистратом римского народа, напр. перед пре-
тором или наместником провинции, тот, кому вещь переус-
тупается, держа ее, произносит: "Я утверждаю, что этот
человек мои по праву квиритов". Затем, после того как
он заявил такую виндикацию, претор спрашивает отчуждаю-
щего, не имеет ли он какой-нибудь претензии (по отноше-
нию к спорному предмету) . Когда этот последний скажет,
что нет, или молчит, тогда претор присуждает предмет
виндицирующему (приобретающему)...
25. В большинстве случаев, однако, и почти всегда мы
прибегаем к манципационной форме, для которой всегда
легко найти между друзьями свидетелей; поэтому не нужно
с целью совершать... цессии обращаться к претору или
наместнику провинции, что соединено с известными труд-
ностями.
40. Следует нам заметить, что у иностранцев есть
только один вид собственности; а именно, каждый будет
или собственником, или он таковым не считается; таким
же правом пользовался когда-то и римский народ, или
каждый был собственником по квиритскому праву или тако-
вым не считался. Но впоследствии принято такое деление
собственности, что один мог быть собственником по кви-
ритскому праву, а другой простым обладателем.
4l. Если вещи, принадлежащей к res mancipi, я
ни манципирую, ни уступаю тебе перед судящим претором и
только передаю ее тебе, то ты будешь вещью просто обла-
дать, а я буду ее квиритским собственником до тех пор,
пока ты не приобретешь собственности на основании дав-
ностного владения, ибо раз истек срок давности, вещь
становится твоею полною собственностью, не только бони-
тарною, но и квирит-
скою, как если бы она была передана другому
лицу манципацией или цессией.
43. Впрочем, мы можем приобрести давностью вещи, пе-
реданные нам не их собственником, все равно будут ли
это вещи, принадлежащие к числу res mancipi .или nес
mаncipi, если только мы получили таковые в доброй вере,
полагая, что тот, кто передавал, имел право на отчужде-
ние данной вещи.
44. Это, по-видимому, введено для того, чтобы право-
отношения собственности не оставались слишком долгое
время неопределенными, так как для собственника доста-
точен годичный или двухгодичный срок25 для того, чтобы
он успел своевременно защитить свое право, срок, кото-
рый предоставлялся владельцу для приобретения собствен-
ности давностью.
66. И не только то, что делается нашею собствен-
ностью посредством передачи, принадлежит нам по естест-
венному праву, но также и то, что мы приобретаем путем
завладения. гак как вещи эти были бесхозяйными, как
напр. те, которые захватываются на земле (дикие звери),
в море (рыбы) или в воздушном пространстве (птицы).
67. Итак, если мы поймаем дикого зверя или птицу или
рыбу, то пойманное нами животное до тех пор признается
нашим, пока мы держим его в нашей власти. Когда же оно
уйдет из-под нашего надзора и получит опять естествен-
ную свободу, то снова делается собственностью первого
завладевшего, так как оно перестало нам принадлежать.
Естественной свободы животное, по-видимому, достигает
тогда, когда оно или исчезает у нас из виду, или, хотя
и остается перед нашими глазами, но преследование его
является трудным.
69. По общенародному праву нам принадлежит также и
то, что мы захватываем у неприятелей.
73. Кроме того, постройка, воздвигнутая кем-либо на
нашей земле, хотя бы кто-либо построил ее для себя,
становится по естественному праву нашею, так как пост-
роенное на поверхности принадлежит собственнику земли.
74. В гораздо большей степени применяется то же са-
мое к растению, которое кто-либо посадил на моей земле,
если только растение пустило в нее корни.
75. То же самое случается и с хлебом, который
кто-либо посеет на моей земле.
76. Но если мы виндицируем от него землю или пост-
ройку и не хотим его вознаградить за истраченное на
постройку... и посев, то ему предоставляется против нас
возражение.., если только он был добросовестным вла-
дельцем.


25 О сроках давности см. законы XII таблиц (VI, 3).

86. Мы приобретаем не только сами, но также и через
тех, которых мы имеем в нашей отеческой и супружеской
власти, или в кабале; мы приобретаем равным образом
посредством тех рабов, которыми мы владеем на основании
узуфрукта, и через свободных людей и чужих рабов, кото-
рыми добросовестно обладаем...
98. Если мы сделались чьими-либо наследниками...
или... приобрели путем покупки чужое имение, или когда
мы кого-либо усыновили, или подчинили какую-либо женщи-
ну нашей супружеской власти, то имущество этих лиц пе-
реходит к нам.
99. Прежде рассмотрим о наследствах. Свойство их
двоякое: наследства переходят к нам или по завещанию,
или по закону.
100. Сначала поговорим о тех, которые переходят к
нам по завещанию.
101. В начале были в употреблении два рода завеща-
ний:
завещание составляли или перед лицом всего народа в
куриальных собраниях, созывавшихся для этой цели дважды
в год или перед выступлением в поход, т. е. тогда, ког-
да для войны брались за оружие и намеревались идти в
сражение... Итак одни завещания составлялись ,во время
мира и покоя, а другие - перед выступлением на поле
сражения.
102. Позднее вошел в обычай третий род завещаний -
посредством весов и меди. Если кто не составил завеща-
ния ни в куриальных собраниях, ни па поле сражения, то
в случае, если ему неожиданно стала угрожать смерть, он
передавал в манципационной форме другу (постороннему
лицу) свое семейство, т. е. свое имущество, я просил
его распределить имение согласно его последней воле.
Этот вид завещания называется завещанием посредством
весов и меди, конечно, потому, что совершается посредс-
твом торжественной продажи.
103. Но первые два рода завещания с давних времен
вышли из употребления; последний же вид завещания, ко-
торый совершается посредством весов и меди, оставался.
Разумеется, что теперь он совершается иначе, чем преж-
де, когда тот, который посредством мнимой продажи при-
обретал от завещателя имущество, занимал место наслед-
ника, и поэтому завещатель объявлял ему, что хотел бы
дать каждому после своей смерти. Теперь же назначается
в завещании один наследник, который обременяется отка-
зами, а другой принимается в качестве мнимого покупщика
наследственного имения по аналогии с древним правом.
104. Вся процедура совершается таким образом: в при-
сутствии приглашенных по этому поводу пяти свидетелей,
совершеннолетних граждан, и весовщика, как и в других
манципационных сделках, составляющий завещание уступает
посредством мнимой продажи свое имущество постороннему
лицу, причем последний, т. е. покупатель имущества,
произносит следующие слова: "Я утверждаю, что твоя
семья и имущество твое, по квиритскому праву, находятся
под моей опекой и моим надзором, а по этому праву, по
которому ты можешь составить завещание, все это покупа-
ется мною за цену наличной меди", потом он прикасается
медью к весам и отдает ее завещателю, как бы означая
покупную цену. Тогда завещатель, держа в руке акт заве-
щания, произносит следующее: "Все так, как это написано
в этом завещании на восковых дощечках, я даю,.. свиде-
тельствую, да и вы, квириты, будьте свидетелями"...
109. От обязанности соблюдать при составлении заве-
щаний вышесказанные формы освобождены императорскими
указами воины, по причине чрезвычайной их неопытности;
поэтому их завещание считается действительным во
всяком случае, хотя бы они и не призвали законного чис-
ла свидетелей и не продали наследственного имущества
мнимым образом и не заявили бы торжественно о своей
последней воле.
118. Кроме того, мы должны знать, что женщина, кото-
рая оставалась в зависимости от опекуна, не может сос-
тавлять завещания без его согласия; в противном случае
завещание ее, по гражданскому праву, будет недействи-
тельно.
119. Претор, однако, может предоставить назначенным
наследникам владение наследством согласно завещательно-
му документу, если он будет подписан семью свидетелями
и если пет наследника, к кому бы могло по закону перей-
ти наследство, напр., брата, рожденного от того же от-
ца, или дяди по отцу, или сына от брата - то назначен-
ные наследники могут удержать за собою наследство. То
же самое имеет место по закону, если по какой-либо иной
причине завещание оказывается недействительным, когда,
напр., имущество манципационным образом не было продано
или когда завещатель последней воли своей торжественно
не заявлял.
123. Равным образом тот, кто имеет в своей власти
сына, должен позаботиться назначить его наследником
или, назвав его по имени, лишить наследства. Иначе, ес-
ли отец пройдет его молчанием, то завещание не будет
иметь силы...
124. Если же завещатель пройдет молчанием прочих де-
тей, то завещание не теряет силы...
127. Но если отец лишает сына наследства, то должен
это сделать поименно; В противном случае сын не лишает-
ся наследства. Поименное лишение наследства имеет место
тогда, если кто лишает сына такими словами: "Сын мой
Тиций, да не будет моим наследником", или таким обра-
зом: "Сын мой да будет лишен наследства", не прибавляя
собствеиного имени (разумеется, если нет другого сына).
128. Прочих же детей обоего пола можно лишать наследс-
тва посредством общей формулы следующими словами: "Все
прочие да будут лишены наследства", каковые слова обык-
новенно прибавляются тотчас после назначения наследни-
ков. Так предписывает гражданское право.
129. Претор же приказывает всех детей мужского пола,
т. е. внуков и правнуков лишать наследства поименно,
детей же женского пола, т. е. дочерей, внучек, правну-
чек .можно лишать наследства или поименно, или посредс-
твом общей формулы.

Книга III

88. Теперь перейдем к обязательствам, главное деле-
ние которых распадается да два вида; каждое обязатель-
ство возникает или из договора, или из правонарушения.
89. Рассмотрим прежде те, которые происходят из до-
говора; их четыре вида: именно они возникают вследствие
передачи вещи, или торжественными словами, или письмен-
ным образом, или простым соглашением.
90. Обязательство заключается передачею вещи, напри-
мер, когда дают в заем. Заем в тесном смысле возникает
при тех вещах, которые определяются весом, счетом и ме-
рою, как напр., наличные деньги, тайно, масло, хлеб в
зерне, медь, серебро, золото; эти вещи мы даем или сче-
том, или мерою, или весом для того, чтобы они сделались
собственностью получающих и чтобы со временем были
возвращены нам не те же самые вещи, но другие того же
свойства и качества...
91. Вещью обязуется ,и тот, кто получил недолжное от
того, кто по ошибке заплатит; против него может быть
вчиняем иск по формуле: "Если явствует, что такой-то
обязан дать", как будто бы он получил заем. Вот почему
некоторые полагают, что малолетний или женщина, которым
дано без соизволения опекуна по ошибке то, что им не
следует, столь же мало обязаны возвратить это по судеб-
ному требованию, как и на основании займа. Впрочем, сей
вид обязательства, по-видимому, не происходит из дого-
вора, так как тот, кто дает в намерении заплатить, ско-
рее хочет прекратить обязательственное отношение, чем
заключить.
92. Обязательство словами заключается посредством
вопpoca и ответа, напр.: "Обязуешься торжественно
дать?.. Дам. Обещаешь? Обещаю. Даешь ли честное слово
исполнить свое обещание? Даю честное слово. Ручаешься?
Ручаюсь. Сделаешь? Сделаю".
93. Но что касается следующего вида словесного обя-
зательства: "Обязуешься ли торжественно дать? Обязу-
юсь", - то он свойствен римским гражданам. Прочие же
виды принадлежат общенародному праву и употребляются
между всеми
людьми,-как между римскими гражданами, так и между
иностранцами...
128. Обязательство основывается на письменном доку-
менте, если, напр., оно заносятся в приходо-расходную
книгу;
внесение долга в домашнюю книгу бывает двоякого ро-
да: или от вещи К лицу, или от лица к лицу.
129. Запись от вещи К лицу имеет место тогда, когда
то, что ты мне должен по купле, найму или товариществу,
я запишу за тобою как сумму, следуемую мне.
136. Обязательства возникают путем простого соглаше-
ния между сторонами при купле-продаже, при найме, това-
риществе, доверенности.
136. Говорят, что в этих случаях возникает обяза-
тельство в силу соглашения сторон, потому что нет ника-
кой нужды ни в словах, ни в письме, но достаточно, что-
бы те, которые заключают юридический акт, пришли к сог-
лашению. Вот почему такие сделки заключаются и между
отсутствующими, например, посредством письма, посредни-
ка, между тем как словесное обязательство не может во-
обще совершаться между отсутствующими.

Категорія: Стародавня доба | Додав: chilly (29.06.2008)

Як качати з сайту


[ Повідомити про посилання, що не працює

Права на усі матеріали належать іх власникам. Матеріали преставлені лише з ознайомчєю метою. Заванташивши матеріал Ви несете повну відповідальність за його подальше використання. Якщо Ви є автором матеріалом і вважаєте, що розповсюдження матеріалу порушує Ваші авторські права, будь ласка, зв'яжіться з адміністрацією за адресою ukrhist@meta.ua


У зв`язку з закриттям сервісу megaupload.com , та арештом його засновників частина матерійалу може бути недоступна. Просимо вибачення за тимчасові незручності. Подробніше

Переглядів: 1281
Форма входу
Логін:
Пароль:
Пошук
Друзі сайту
Статистика
Locations of visitors to this page

IP






каталог сайтів



Онлайн усього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0
Copyright MyCorp © 2017