Понеділок, 29.05.2017, 17:18
Історія та гуманітарні дисципліни
Головна | Реєстрація | Вхід Вітаю Вас Гість | RSS
Меню сайту



QBN.com.ua
Головна » Статті » Історія д і п зарубіжних країн » Стародавня доба

"Обычаи Бовэзи" (Положение французских крестьян) (док._уривок)
467. Мы называем вилланским держанием та-
кое, которое держат от сеньера за чинш, ренту или шам-
пар2, ибо с держания феодального... ни одного из этик
платежей нести не должно.
1434. Известно, что состоя-
ние личной крепостной зависимости... передается через
матерей, ибо всякое дитя, рожденное крепостною,.. счи-
тается крепостным, хотя бы отец его был человек свобод-
ный. Даже если отцом будет рыцарь,.. женившийся на кре-
постной,.. все дети, которых она будет иметь от него,
наследуют ее крепостное состояние.
1436. Личная кре-
постная зависимость... создавалась многими путями.
Bo-nepвых, вследствие того, что в старину, когда вы-
зывали своих подданных на войну,.. тех, кои без уважи-
тельной причины оставались (дома), обращали навеки в
крепостных вместе с потомством... Во-вторых, вследс-
твие того, что, побуждаемые великим благочестием, мно-
гие отдавали и себя и потомков своих и существо свое
святым,.. облагая себя повинностями по своей (доброй)
воле. И повинности, с них поступавшие, управляющие
церковными имуществами заносили в списки,.. а потом
изо дня в день ухищрялись взимать с них больше и
больше... В конце концов то, что было сделано по доб-
рой воле и благочестию, обращалось во вред и в умале-
ние состояния... потомков. Третья причина, по которой
многие стали крепостными, это-продажа, когда кто-либо,
впавши в бедность, говорил своему сеньеру: "Вы мне да-
дите столько-то, а я сделаюсь вашим лично зависимым че-
ловеком"... А иной раз отдавали себя в крепостную зави-
симость для того, чтобы оградить себя от других сень-
еров или от вражды, некоторыми людьми к ним питаемой.
По всем этим причинам и завелась личная крепостная за-
висимость, ибо по естественному праву все свободны; но
эта естественная свобода испорчена вышеназванными
приобретениями... Есть и другие способы приобретения
(крепостных), ибо существуют земли, которые имеют
свойство делать людей недворянского рода, мужчин и жен-
щин, в случае, если они про-

Бомануар-французский
юрист, составивший в XIII в. запись обычаев, применяв-
шихся в области Бовэзи. В приведенном отрывке рассмат-
ривается поземельная и личная зависимость крестьян.
2 Речь идет о натуральных (шампар) и денежных (чинш, рен-
та) платежах за землю, предоставленную сеньором.


живут на них один год и один день, крепостными тех
сеньеров, под властью которых они проживают...
1452. ...Есть много состояний личной крепостной зависи-
мости... Ибо одни из крепостных так подчинены своим
сеньорам, что эти сеньеры могут распоряжаться всем
их имуществом, имеют над ними право жизни и смер-
ти, могут держать их в заключении по своей воле - за
вину или без тайны, и никому за них не ответствен-
ны, кроме как одному богу. С другими обращаются -более
человечно, ибо при их жизни сеньеры не могут ничего от
них требовать, если только они не провинятся, кроме их
чиншей, рент и повинностей, обычно платимых за их ире-
постное состояние... И лишь когда они умирают или же-
нятся на свободных женщинах, все их имущество - движи-
мое и недвижимое-(переходит к сеньерам. Ибо тот, кто
женится на свободной, должен платить [выкуп по усмот-
рению сеньера. И если крепостной умирает, нет у него
(наследника, кроме сеньера, и дети крепостного ничего
не получают, если не заплатят выкупа сеньору, как это
сделали бы люди посторонние. Эти последние повиннос-
ти... носят у крепостных Бовэзи название мертвой руки
и брачного выкупа.
1457. Наши обычаи более мягки...
по отношению к крепостным, нежели во многих других об-
ластях, ибо во многих других областях сеньоры могут
распоряжаться жизнью и смертью своих крепостных, когда
и как им угодно, а также принуждать их вечно жить на
своих землях. В Бовэзи же обращаются более человечно
ибо три условии платы своим сеньорам положенных обы-
чаем рент и подушного,.. они могут итти служить и жить
вне юрисдикции своих сеньеров, за исключением мест,
пребывание в которых может дать им свободу, как,
напр., в некоторых городах, всякий житель который сво-
боден в силу привилегии или обычая. Ибо как только кто
проведает, что его крепостной поселился в таком месте,
он должен получить его обратно, если заявит на него в
течение одного года и одного [дня притязание как на
своего крепостного... Множество крепостных, тайно
ушедших от своих сеньеров на жительство в такие места,
получили свободу.

[3. М. Черниловский, История фео-
дального государства и права, М., 1959, стр. 247-249}

Категорія: Стародавня доба | Додав: chilly (29.06.2008)

Як качати з сайту


[ Повідомити про посилання, що не працює

Права на усі матеріали належать іх власникам. Матеріали преставлені лише з ознайомчєю метою. Заванташивши матеріал Ви несете повну відповідальність за його подальше використання. Якщо Ви є автором матеріалом і вважаєте, що розповсюдження матеріалу порушує Ваші авторські права, будь ласка, зв'яжіться з адміністрацією за адресою ukrhist@meta.ua


У зв`язку з закриттям сервісу megaupload.com , та арештом його засновників частина матерійалу може бути недоступна. Просимо вибачення за тимчасові незручності. Подробніше

Переглядів: 1278
Форма входу
Логін:
Пароль:
Пошук
Друзі сайту
Статистика
Locations of visitors to this page

IP






каталог сайтів



Онлайн усього: 3
Гостей: 3
Користувачів: 0
Copyright MyCorp © 2017