Середа, 24.04.2024, 09:47
Історія та гуманітарні дисципліни
Головна | Реєстрація | Вхід Вітаю Вас Гість | RSS
Меню сайту



QBN.com.ua
Головна » Статті » Історія д і п зарубіжних країн » Епоха нової історії

Право Франции
Право Франции

   Французская революция XVIII  в.  и  право.  Глубокое
вторжение Французской революции XVIII в.  в сферу права
явилось результатом общего кризисного состояния общест-
ва,  а также явного несоответствия средневекового права
насущным потребностям развития страны.                
   В отличие от Англии во  Франции  накануне  революции
правовая система была более архаичной и консервативной,
мало соответствовала требованиям времени, препятствова-
ла  наступлению назревших социальных и политических пе-
ремен.                                                
   Недовольство третьего сословия дореволюционным  пра-
вом  усугублялось еще и тем,  что в стране по сути дела
не было единого национального  правового  комплекса,  а
царила правовая разобщенность.  Во Франции, "меняя поч-
товых лошадей, меняют право", - точно подметил Вольтер.
Правовой  партикуляризм  дорого  обходился  торговцам и
предпринимателям.                                     
   Сокрушительная критика основных  устоев  феодального
права в работах французских просветителей XVIII в.  еще
до начала революции идейно подготавливала падение  ста-
рых правовых порядков. "Хотите вы иметь хорошие законы?
- писал Вольтер. - В таком случае сожгите ваши законы и
выработайте новые".                                   
   Требования коренной реформы права,  в частности соз-
дания единой национальной правовой системы, содержались
в  многочисленных наказах третьего сословия своим депу-
татам в Генеральных штатах в мае 1789 г.              
   Рационалистическая философия XVIII в.  с ее верой  в
абстрактного человека,  вне конкретного общества и вре-
мени,  позволила идеологам революции не только  выявить
легкоуязвимые стороны феодального права,  но и наметить
основные направления в создании универсальной  правовой
системы.                                              
   Поэтому в  ходе революции ее лидеры смогли подняться
до больших правовых обобщений,  до провозглашения прин-
ципов нового права.                                   
Именно такой глобальный подход к праву проявился уже  в
Декларации прав человека и гражданина 1789 г.,  которую
Мирабо называл документом "для  всех  народов,  на  все
времена".  Авторы  декларации  и других актов революции
считали, что "единственным оракулом законодателя должна
быть сама природа".                                   
   Такая направленность Декларации 1789 г.  и Конститу-
ции 1791 г.  свидетельствовала о решимости  французских
революционеров вторгаться,  порой достаточно опрометчи-
во, в самые сложные и тонкие вопросы права.           
   Отвергая свойственные старому режиму произвол и без-
законие, французские революционеры вместе с тем приняли
на себя обязательство построить новый правовой  порядок
на "твердой основе закона".                           
   Основанное на четких и определенных принципах, конс-
титуционное и текущее законодательство французской  ре-
волюции  (в отличие от английской) активно вторгалось в
самые разные стороны жизни общества, освобождало его от
сковывавших пут средневекового права.                 
   В юридическом плане эти законы были далеки от совер-
шенства, но зато они отражали характерные для того вре-
мени революционный пафос и энтузиазм. Поток революцион-
ного законодательства сметал старое право, расчищал до-
рогу  для установления во Франции свободного предприни-
мательства.                                           
   Большая часть законов, принятых Учредительным собра-
нием, была направлена именно на создание нового общест-
ва,  свободного от средневековых институтов. 29 августа
и  18  сентября 1789 г.  Учредительное собрание приняло
законы,  отменяющие старые регламентации и  ограничения
при продаже зерна,  и положило тем самым начало утверж-
дению принципа свободы торговли.                      
   В октябре было отменено  дореволюционное  запрещение
брать  проценты по займу,  что открыло простор для кре-
дитных операций.  29 сентября 1790  г.  была  запрещена
вечная  аренда,  являвшая  собой типичный институт фео-
дального права, и установлен максимальный срок имущест-
венной аренды - 99 лет.                               
   В феврале 1791 г.  Учредительное собрание упразднило
средневековые цехи.  Важное значение имел Закон от 2-17
мая  1791 г.,  который отменял феодальные ограничения в
торговле,  ремесле и декларировал свободу  предпринима-
тельства. Статья 7 этого Закона гласила, что "любое ли-
цо                                                    
имеет право  заниматься  таким делом или выбирать такую
профессию, ремесло или торговлю, которые оно сочтет же-
лательными".                                          
   Политику Учредительного  собрания в этом направлении
продолжили Законодательное собрание и Национальный кон-
вент.  Декрет  Конвента  от 9-12 марта 1792 г.  отменял
личное задержание за долги.                           
   Ту же цель отмены  феодальных  порядков  в  конечном
счете  преследовала и реформа наследственного права.  В
марте 1790 г.  был отменен такой характерный феодальный
институт, как майорат. Законы 8-15 апреля 1791 г. уста-
новили полное равенство детей при разделе наследства. 
   В сентябре 1792 г.  в период  жирондистского  прави-
тельства  был  принят закон о секуляризации актов граж-
данского состояния: был введен обязательный гражданский
брак,  признавалась широкая свобода развода, были урав-
нены в правах законные и внебрачные дети.             
   Радикальное законодательство французской революции в
значительной  степени  явилось результатом длительной и
упорной борьбы со средневековыми порядками представите-
лей третьего сословия,  прежде всего крестьянских масс,
которые в буквальном смысле слова  "огнем  писали  свою
революцию".  Характерно  в этом отношении рассмотренное
выше аграрное законодательство революции (см. гл. 3). 
   Сменявшие друг друга революционные правительства  не
только осуществляли преобразования в области права,  но
и предпринимали определенные шаги к его систематизации.
Учредительное собрание еще в декрете от 21 августа 1790
г.  заявило о необходимости составить кодексы гражданс-
кого, уголовного и процессуального права, "простые, яс-
ные и согласованные с конституцией".                  
   Положение о кодексе гражданских законов,  "общих для
всего королевства", было включено в Конституцию 1791 г.
Но бурное и непредвиденное развитие революции  помешало
новой власти осуществить все задуманные кодификационные
работы.  Правительственная власть в ходе  революции  не
была достаточно прочной для того, чтобы обеспечить ста-
бильность в праве.  Наконец,  требовалось время,  чтобы
найти  наиболее  точные и практичные правовые формы для
закрепления общих правовых принципов.                 
   Учредительное собрание успело разработать лишь  Уго-
ловный кодекс (УК), который был принят в 1791 г. Соста-
вители УК (Лепелетье и др.) опирались на просветитель-
                                                      
ские идеи  в  области уголовного права,  которые еще до
революции высказывали такие  мыслители,  как  Беккария,
Монтескье,  Вольтер.  Авторы УК стремились перевести на
конкретный язык уголовного закона демократические поло-
жения Декларации 1789 г.                              
   Но уже в этом первом уголовном кодексе нового време-
ни наметился явный разлад между просветительскими и гу-
манистическими  идеями  дореволюционного периода и кон-
сервативной позицией фейянов в  Законодательном  собра-
нии.                                                  
   УК 1791 г. имел простую и четкую структуру. В первой
его части ("О наказаниях") была осуществлена тщательная
регламентация наказаний,  которые отныне допускались во
Франции в соответствии с принципом nulla poena sine le-
ge.  В  перечне  наказаний  отсутствовали  типичные для
средневековой эпохи  членовредительские  наказания.  Во
второй части УК ("О преступлениях и наказаниях") содер-
жалось исчерпывающее перечисление деяний, которые расс-
матривались как преступление, исходя из принципа nullum
crimen sine lege.  Это также было большим прогрессом по
сравнению  с  феодальным уголовным правом.  Исключались
так называемые религиозные  преступления,  наказания  в
принципе были соразмерны преступлениям и т.д.         
   Специфической особенностью УК 1791г.  были абсолютно
определенные санкции,  т.е.  каждому преступлению соот-
ветствовало строго фиксированное наказание.  Такая сис-
тема,  естественно,  исключала всякий произвол суда при
выборе меры наказания и отражала реакцию революционного
законодателя на  многочисленные  злоупотребления  коро-
левских  судей  в  дореволюционную  эпоху.  Но она была
слишком казуистической, а поэтому мало практичной.    
   Все преступления,  по Кодексу, делились на две груп-
пы:  преступления  против  публичных интересов и против
частных лиц.  Последние в свою очередь  распадались  на
преступления  против  личности  и против собственности.
Охране частной собственности УК уделял много  внимания,
ей посвящались 48 из 125 статей Кодекса.              
   Наказания в  УК  хотя и были существенно смягчены по
сравнению со средневековым правом,  все  же  оставались
достаточно суровыми.  Смертная казнь,  которая проводи-
лась публично, назначалась в 35 случаях.              
   Сохранялись позорящие наказания: публичный обряд ли-
шения чести, выставление у позорного столба. Узакони- 
вались также каторжные работы,  предусматривалось  дли-
тельное одиночное заключение.                         
   УК 1791 г. при всей его непоследовательности был ко-
дексом именно революционной эпохи. Для него была харак-
терна вера в неограниченные возможности свободного пра-
вотворчества.  Революционное правосознание охотно восп-
ринимало  простые и решительные подходы к конструирова-
нию как законодательства в целом, так и уголовного пра-
ва в частности.                                       
   С развитием революции в законодательстве, особенно в
аграрном, все определеннее проявлялась его антифеодаль-
ная направленность,  яснее формулировались цели и прин-
ципы нового права.  Но включение  в  революцию  широких
слоев общества,  в том числе и его низов, все в большей
степени придавало законодательству чрезмерный  максима-
лизм, который подрывал уже не только старое право, но и
основы правовой культуры, порождал правовой нигилизм. 
   Правовая система Франции и ее развитие в XIX- XX вв.
Революционная   эпоха  не  благоприятствовала  созданию
цельной и законченной правовой системы.  Она привела  к
созданию  достаточно  разрозненного и часто не согласо-
ванного права.                                        
   Французская революция XVIII в.  при всем ее нигилис-
тическом  подходе  к старому праву способствовала тому,
что в дальнейшем во Франции происходит рост  авторитета
закона  и превращение его в основной источник права.  В
глазах французов именно закон, а не обычаи или судебная
практика  представлялся  наиболее эффективным средством
упразднения старых феодальных  институтов  и  выработки
нового доступного и справедливого права.              
   Именно в законе прежде всего находили свое отражение
постулаты естественного права и  "требования  природы".
Правовой порядок,  при котором закон рассматривался как
акт верховной власти, наделенной полномочием устанавли-
вать нормы, имеющие высшую юридическую силу, отражал ту
степень развития общества,  когда  закон  действительно
был  наиболее удобной правовой формой выражения как об-
щей воли,  так и интересов отдельных групп  и  прослоек
общества,  прежде всего его правящих кругов.  Отсюда во
французской правовой системе  с  формально  юридической
точки зрения любое решение суда должно было основывать-
ся (в отличие от Англии) на писаном праве -  законе,  а
не на предшествующей практике - прецеденте.           
Новая правовая система создавалась во Франции  в  соот-
ветствии с принципами и целями, выдвинутыми еще в пери-
од революции.  Именно революция XVIII  в..  подготовила
необходимую  почву  для  того,  чтобы  с  установлением
"сильной" правительственной власти (Наполеона  Бонапар-
та) в интересах общества, а прежде всего новых предпри-
нимательских кругов и крестьян-собственников, была про-
ведена  широкомасштабная кодификация всего французского
права.                                                
   За короткий отрезок времени (с 1804 по 1810  г.),  в
частности  благодаря  энергии и самого Наполеона,  было
издано 5 кодексов,  охвативших все  основные  для  того
времени отрасли права и вошедших в историю под названи-
ем кодификации Наполеона (гражданский,  торговый,  уго-
ловный,  гражданско-процессуальный,  уголовно-процессу-
альный кодексы).                                      
   Эта кодификация,  которая,  по  образному  выражению
юристов того времени, обладала "ясностью геометрической
системы",  имела большое значение для утверждения  сво-
бодного предпринимательства.  Хотя законодатель и делал
в ряде случаев шаг назад по сравнению с более радикаль-
ным законодательством революции, эти кодексы, несомнен-
но, имели революционное содержание, отразив итоги рево-
люционных бурь и потрясений.                          
   Успех кодификации Наполеона определялся в значитель-
ной мере и тем, что ее составители, используя революци-
онные  идеи  и подходы,  восстановили прерванную в годы
революции преемственность в праве и обратились не толь-
ко  к  революционной практике,  но и к дореволюционному
праву, кутюмам, каноническому праву, римскому праву.  
   Во Франции в конце XVIII - начале XIX в.,  в отличие
от Англии,  законодатель, особенно при проведении коди-
фикационных работ,  широко использовал наследие римских
юристов, воспринял сам дух римского права. Логика пост-
роения французского права (его деление на  публичное  и
частное),  его  основные конструкции и понятия,  многие
юридические определения восходят к римскому праву,  пе-
реработанному  в  соответствии с французскими условиями
еще в дореволюционную эпоху  такими  видными  юристами,
как Дома, Потье, Буржон и др.                         
   Созданная уже в конце XVIII - начале XIX в.  под не-
посредственным воздействием французской революции  пра-
вовая система Франции в основных своих чертах, несмотря
на усложнение ее структуры, модернизацию основных пра-
вовых институтов, развитие ее источников, сохранилась и
к началу XX в.                                        
   На протяжении почти всей первой половины  XX  в.  во
Франции  формально  продолжала действовать классическая
наполеоновская кодификация права. Но после второй миро-
вой  войны  усложнившийся  характер общественной жизни,
новые экономические процессы,  рост правовой культуры и
другие факторы повлекли за собой постепенное обновление
традиционных наполеоновских кодексов.                 
   Реформированию и демократизации  подверглись  прежде
всего кодексы судопроизводства.  В 1958 г. наполеоновс-
кий УПК был заменен новым  Уголовно-процессуальным  ко-
дексом.                                               
   Своеобразная техника  обновления наполеоновского за-
конодательства использовалась в 1971-1973 гг.  при сос-
тавлении  нового ГПК.  Он был сформирован путем издания
четырех декретов,  которые вошли в  качестве  самостоя-
тельных  разделов ГПК в 1975 г.  В той или иной степени
подверглись переработке и кодексы  материального  права
(ГК, ТК и УК).                                        
   В XX веке значительно активизировалась законодатель-
ная деятельность французского парламента.  Это получило
свое выражение в росте числа органических законов, вно-
сящих дополнения как в статьи Конституции,  так и в те-
кущие (обычные) законы, принимаемые в сфере, закреплен-
ной за законодательной властью (права и  свободы  граж-
дан, порядок выборов, национализация и денационализация
предприятий и т.д.).                                  
   В последние десятилетия во Франции существенно  воз-
росло число нормативных актов, принимаемых органами ис-
полнительной власти.  Важную роль в развитии этого про-
цесса сыграла Конституция 1958 г.                     
   В соответствии со ст. 34 Конституции, которая содер-
жала исчерпывающий  перечень  вопросов,  относящихся  к
исключительной компетенции парламента,  все прочие пра-
вовые вопросы,  требующие законодательного  регулирова-
ния,  относятся к так называемой регламентарной власти,
осуществляемой правительственными органами.           
   Правительственные декреты  могли  изменять   законы,
одобренные до вступления в силу конституции. Правитель-
ства получили от парламента полномочия издавать декреты
и ордонансы,  содержащие нормы, которые обычно являются
предметом законодательства. Это - декреты-законы      
(в период  Третьей  и Четвертой республики) и ордонансы
(в период Пятой Республики).                          
   Во второй половине XX в.  динамизм правовой жизни, в
частности  в  законодательной сфере,  показал очевидную
недостаточность и ограниченность наполеоновской  право-
вой системы,  построенной из пяти кодексов.  Рост числа
законов, а также регламентарных актов с учетом традици-
онной  приверженности  французского права к кодифициро-
ванным формам послужил  основой  для  возникновения  во
второй половине XX в. большого числа крупных консолиди-
рованных актов. Они положили начало формированию важных
новых отраслей права,  которые были неизвестны наполео-
новской эпохе.  Так, правительства Четвертой республики
только с 1951 по 1956 г. ввели в действие 19 своеобраз-
ных кодексов:  трудовой, таможенный, семьи и социальной
помощи, дорожный, налоговый, публичного здравоохранения
и т.д.                                                
   В последующий период некоторые из них были  отменены
или  пересмотрены.  Вместе с тем сама жизнь потребовала
сочетания законодательного и регламентарного  регулиро-
вания и в других новых сферах общественной жизни.  Так,
появились дополнительные кодексы: строительства и жилищ
(1978  г.),  интеллектуальной  собственности (1992 г.),
гражданской авиации и др.                             
   В XX веке источниками  французского  права,  которые
практически не были известны правовой системе предшест-
вующего времени,  стали выступать  правовые  (торговые)
обычаи, а также судебная практика в виде решений Касса-
ционного суда.  Таким образом, признававшееся в течение
длительного  времени  во  Франции  в качестве источника
права законодательство и основанные на нем  нормативные
акты  исполнительной  и  муниципальной  власти утратили
свое исключительное, доминирующее значение.           
   Для правовой системы Франции XIX в.  было характерно
достаточно четкое деление права на публичное и частное.
К публичному праву в первую очередь относилось  консти-
туционное  и административное законодательство,  причем
последнее получило особенно тщательную разработку и де-
тализацию.                                            
   К частному праву прежде всего относилось гражданское
и торговое законодательство.  Однако в правовой системе
Франции в XX в.  появился и ряд новых отраслей, которые
во французской юридической литературе принято  называть
смешанными или комплексными, т.е. сочетающими         
публично-правовые и частноправовые подходы  (налоговое,
таможенное, банковское и т.д.).                       
   Гражданский кодекс Наполеона 1804 г.  Как отмечалось
выше, уже в ходе революции 1789-1794 гг. были упраздне-
ны  многие чисто средневековые гражданско-правовые инс-
титуты и заложены основы современного права.  Но только
в начале XIX в.,  в период правления Наполеона Бонапар-
та,  сформировались,  наконец,  необходимые условия для
принятия единого и стабильного гражданского кодекса.  
   В его  разработке приняли участие такие видные фран-
цузские юристы,  как Порталис,  Тронше, Мальвиль и др.,
опиравшиеся на римское право,  дореволюционную судебную
практику и кутюмы, которые они переработали в соответс-
твии  с  потребностями  нового общества.  Первый консул
лично участвовал в обсуждении ряда статей  Кодекса.  Он
устранил из проекта некоторые положения,  которые ассо-
циировались с революцией,  а теперь, в послереволюцион-
ный период, представлялись чрезмерно радикальными.    
   Несмотря на  отдельные  консервативные  отступления,
именно в Кодексе Наполеона  гражданское  право  Франции
нашло свое классическое выражение. Поэтому и сам Кодекс
имел для своей  эпохи  революционное  значение,  сыграл
исключительно  важную  роль  в разработке и утверждении
многих принципов нового гражданского права.           
   Кодекс отличался  стройностью  изложения,  сжатостью
юридических формулировок и дефиниций, определенностью и
четкостью трактовки основных понятий и институтов граж-
данского  права.  ГК Наполеона насчитывал 2281 статью и
состоял из вводного титула и 3 книг.  Его структура от-
разила схему построения институций римского права:  ли-
ца, вещи, наследование и обязательства. Данная структу-
ра Кодекса получила в гражданском праве название инсти-
туционной.                                            
   Первая книга ("О лицах") переводила такие общие идеи
своей  эпохи,  как  равенство и свобода,  на конкретный
язык гражданско-правовых норм. Согласно ст. 8 ГК, "вся-
кий француз пользуется гражданским правом". Таким обра-
зом,  принцип равенства лиц в частноправовой сфере про-
водился законодателем с наибольшей последовательностью.
В ст.  7 специально подчеркивалось,  что  осуществление
гражданских  прав  не зависит от "качества гражданина",
которое может изменяться  в  конституционном  законода-
тельстве.  Гражданское право, предусмотренное Кодексом,
не распространялось лишь на иностранцев.              
Характерной чертой ГК Наполеона было то,  что в нем от-
сутствовало понятие юридического лица.  Это объяснялось
тем,  что  в  начале XIX в.  капитализм еще не вышел за
рамки индивидуалистических представлений,  а потому лю-
бой  гражданин  выступал  в имущественном обороте,  как
правило,  самостоятельно (в качестве физического лица).
Более того, сам законодатель испытывал определенное не-
доверие ко всякого рода объединениям, опасаясь, что под
их  видом возродятся цеховые и иные феодальные корпора-
ции.  Эта позиция нашла свое отражение еще в законе  Ле
Шапелье 1791 г.                                       
   Делая шаг назад по сравнению с революционным законо-
дательством,  ГК восстановил "гражданскую  смерть"  как
меру  уголовного наказания (в соответствии с этим нака-
занием осужденный терял собственность на все имущество,
"как если бы он умер естественным образом"),  установил
ряд ограничений в гражданских правах для  женщин  (так,
женщины не могли быть свидетелями при составлении актов
гражданского состояния).                              
   В первой книге закреплялись также основные  принципы
семейного права.  В этой сфере Кодекс заметно отличался
от ряда положений революционного периода,  когда декла-
рировалось равенство личных и имущественных прав женщин
и мужчин,  была ослаблена отцовская власть над детьми и
т.д.                                                  
   Хотя отдельные  статьи ГК Наполеона подчеркивали ра-
венство мужа и жены,  например: "Супруги обязаны к вза-
имной верности,  помощи,  поддержке" (ст. 212 и др.), в
целом мужчина занимал в семье господствующее положение.
Согласно ст. 213, "муж обязан оказывать покровительство
своей жене, жена - послушание мужу". Муж имел право оп-
ределять место жительства для семьи,  жена была обязана
следовать за своим мужем.                             
   Весьма характерны статьи Кодекса, касающиеся развода
по  причине неверности одного из супругов.  По ст.  229
прелюбодеяния жены было достаточно,  чтобы муж мог тре-
бовать развода.  Статья 230 иначе определяла право жены
на развод в случае неверности мужа:  "Жена может требо-
вать  развода  по  причине прелюбодеяния мужа,  если он
держал свою сожительницу в общем доме".  Это унизитель-
ное для женщины условие было отменено только в 1884 г.
   Неравноправие женщины проявилось также в ее имущест-
венном положении в семье. По общему правилу преду-    
сматривался режим  общности  для имущества мужа и жены.
При таком режиме распоряжение семейным имуществом  пол-
ностью  предоставлялось  мужу,  который мог действовать
без участия и согласия жены.  Кодекс предусмотрел  воз-
можность  и  иных  имущественных отношений супругов,  в
частности режим раздельного владения.  Но даже  в  этом
случае  жена,  пользуясь своим имуществом и доходами от
него,  не могла отчуждать без согласия мужа свою недви-
жимость.                                              
   ГК устанавливал неравные права мужа и жены и в отно-
шении детей.  Родительская власть, о которой говорилось
в  первой  книге,  по существу была сведена к отцовской
власти.  Отец, имевший "серьезные поводы к недовольству
поведением ребенка,  не достигшего 16 лет",  мог лишить
его свободы на срок до одного месяца.                 
   Сыновья, не достигшие 25 лет, и дочери до 21 года не
имели  права вступать в брак без согласия их отца и ма-
тери, но в случае разногласия между родителями принима-
лось во внимание мнение отца.                         
   Кодекс в принципе допускал возможность признания от-
цом своих внебрачных детей,  но ст. 340 запретила отыс-
кание отцовства.  Это реально ухудшило положение детей,
родившихся вне брака, даже по сравнению с дореволюцион-
ным законодательством.                                
   Но в целом нормы семейного права в ГК Наполеона име-
ли для своего времени  прогрессивное  значение.  Кодекс
секуляризовал брак,  развивая тем самым положения Конс-
титуции 1791 г. о том, что брак - гражданский договор;
   подтвердил введенный в период революции развод,  что
означало  разрыв  с  требованиями  канонического права.
Правда,  в 1816 г., после реставрации Бурбонов, в усло-
виях  усиления  влияния католической церкви гражданский
развод был отменен и восстановлен лишь в 1884 г.      
   Вторая книга ("Об имуществах и различных видоизмене-
ниях  собственности")  посвящена  регламентации  вещных
прав и также исходила из классической римской классифи-
кации: право собственности, узуфрукт, узус и др.      
   В Кодексе  ликвидировалось  дореволюционное  деление
имущества на родовое и благоприобретенное и  на  первый
план  было выдвинуто деление вещей на движимые и недви-
жимые.                                                
   Центральное место во второй книге ГК занял  институт
собственности. В трактовке права собственности, воспри-
нятой Кодексом, виден отказ от феодальных представлений
об условности,  расщепленности и родовом характере вещ-
ных прав.  ГК  использовал  римскую  трактовку  понятия
собственности  как  абстрактного  и  абсолютного права.
Статья 544 гласила:  "Собственность есть право  пользо-
ваться и распоряжаться вещами наиболее абсолютным обра-
зом, с тем чтобы пользование не являлось таким, которое
запрещено законами или регламентами".                 
   В этом определении законодатель подчеркивает универ-
сальный индивидуалистический характер  права  собствен-
ности.  Развивая революционные представления о незыбле-
мости и "неприкосновенности" права частной собственнос-
ти,  Кодекс  предусматривал,  что собственник "не может
быть принуждаем к уступке своей собственности, если это
не  делается  по причине общественной пользы и за спра-
ведливое и предварительное возмещение".               
   Индивидуалистический подход к праву собственности  в
ГК Наполеона проявился также в широкой трактовке право-
мочий земельного собственника.  Статья 522 предусматри-
вала: "Собственность на землю включает в себя собствен-
ность на то,  что находится сверху,  и на то, что нахо-
дится снизу".                                       
Категорія: Епоха нової історії | Додав: olesg (07.06.2008)

Як качати з сайту


[ Повідомити про посилання, що не працює

Права на усі матеріали належать іх власникам. Матеріали преставлені лише з ознайомчєю метою. Заванташивши матеріал Ви несете повну відповідальність за його подальше використання. Якщо Ви є автором матеріалом і вважаєте, що розповсюдження матеріалу порушує Ваші авторські права, будь ласка, зв'яжіться з адміністрацією за адресою ukrhist@meta.ua


У зв`язку з закриттям сервісу megaupload.com , та арештом його засновників частина матерійалу може бути недоступна. Просимо вибачення за тимчасові незручності. Подробніше

Переглядів: 1980
Форма входу
Логін:
Пароль:
Пошук
Друзі сайту
Статистика
Locations of visitors to this page

IP






каталог сайтів



Онлайн усього: 2
Гостей: 2
Користувачів: 0
Copyright MyCorp © 2024