П'ятниця, 22.09.2017, 06:20
Історія та гуманітарні дисципліни
Головна | Реєстрація | Вхід Вітаю Вас Гість | RSS
Меню сайту



QBN.com.ua
Головна » Статті » Історія д і п зарубіжних країн » Сучасність

ПЕРЕГУДОВА З. И. ДЕПАРТАМЕНТ ПОЛИЦИИ И СЕКРЕТНАЯ АГЕНТУРА (1902 - 1917 годы)
ПЕРЕГУДОВА З. И.
ДЕПАРТАМЕНТ ПОЛИЦИИ И СЕКРЕТНАЯ АГЕНТУРА (1902 - 1917 годы)

Использование секретной агентуры в общественном и революционном движении было одним из важнейших средств российской полиции в борьбе с теми, кто покушался на устои самодержавия. Политическая полиция придавала огромное значение приобретению, использованию и сохранению секретной агентуры. Однако, по сравнению с организацией службы наружного наблюдения, постановка службы внутреннего наблюдения отличалась значительно большей сложностью. Может быть, отчасти поэтому вплоть до возникновения массового революционного движения ведущее место в политическом сыске играла служба наружного наблюдения и перлюстрация.

Появление на рубеже веков и особенно в период первой русской революции влиятельных политических партий, профсоюзов и других общественных организаций потребовало от полиции перенести главный акцент своей деятельности на службу внутреннего наблюдения.

И нет ничего удивительного в том, что наиболее дальновидные представители политического сыска, хорошо знавшие революционную среду и революционное движение, а именно начальник Московского охранного отделения С. В. Зубатов, заведующий заграничной агентурой П. И. Рачковский, сотрудник Московского охранного отделения, а затем Департамента полиции Г. М. Трутков считали необходимым обратить особое внимание на развитие секретной агентуры. В своих донесениях и записках они указывали на сложность получения информации от околопартийной среды в силу конспиративности партийных организаций.

П. И. Рачковский в записке "Об условиях деятельности русской политической полиции" /1/, составленной в 1902 году, отводил секретной агентуре "первенствующее место", считая, что при правильной постановке она будет не только сообщать то, что происходит в революционных организациях, но и "влиять на них в желательном смысле". Он доказывал, что "во всех смыслах" это важное и нужное дело, что и при производстве дознаний результаты будут более продуктивными, когда дело "внутренней агентуры станет на надлежащую высоту". Доказывая необходимость предлагаемых мер, он говорил, что надо немедленно приступить к "правильной организации внутренней агентуры, чтобы этим способом учредить рациональный и вполне достигающий своей цели надзор за всеми оппозиционными элементами в столицах и во всех выдающихся культурных центрах империи". "Таким образом, - подытоживал он, - Департамент полиции будет получать точные и всесторонние сведения о положении революционного движения из всех пунктов, и розыскная деятельность не будет основана только на удаче, как до сих пор, но приобретет строгую систему...".

В сентябре 1903 года обоснованию этой же идеи была посвящена докладная записка другого видного, но менее известного деятеля политического сыска царской России Г. М. Труткова. В ней он писал о необходимости "создания такой системы борьбы с противоправительственным течением, при которой энергия и продуктивность работы органов политического сыска могла бы подняться не только до уровня выставляемого противоправительственным движением, но и встать выше этого уровня" /2/.

Безусловно, секретной агентурой пользовались давно, и она имеет свою историю. Но в новых условиях возрастала ее значимость, менялись подходы к ней, требовалась детально разработанная единообразная методика. Губернские жандармские управления, которые по своему служебному долгу обязаны были работать с секретной агентурой, часто пренебрегали ею. Во всяком случае, проводимые ревизии довольно часто констатировали, что работа губернских жандармских управлений по политическому сыску находилась не на должном уровне. Офицеры ГЖУ больше уделяли внимание "производству дознаний", "производству переписок" и без особого желания относились к работе с секретной агентурой, смотрели на эту работу свысока, с пренебрежением. У некоторых офицеров не хватало не только желания, но не было и достаточного опыта.

13 августа 1902 года директор Департамента полиции А. А. Лопухин разослал циркулярное предписание начальникам губернских жандармских управлений, которым последние извещались о создании в некоторых городах России (Вильно, Екатеринославе, Казани, Киеве, Одессе, Саратове, Тифлисе, Харькове) особых розыскных пунктов /3/. Он мотивировал их создание тем, что за последние годы шло "развитие кружков, занимающихся пропагандой социал-демократических идей в рабочей среде, брожение среди учащейся молодежи и... наконец, возникновение революционных организаций, задавшихся целью перенести преступную пропаганду в среду сельского населения для подстрекательства крестьян и устройству аграрных беспорядков" /4/.

В Положении о начальниках розыскных отделений, утвержденном днем ранее (12 августа 1902 года) министром внутренних дел В. Н. Плеве, указывалось: "На обязанности начальников отделений лежит приобретение секретных агентов, руководство их деятельностью, а также выбор и обучение наблюдательных агентов" /5/. Впоследствии часть из названных розыскных пунктов была преобразована в охранные отделения /6/ , были созданы новые охранные отделения и розыскные пункты, некоторые из них были ликвидированы. Созданные "циркулярно", не законодательным путем, они то исчезали, то появлялись в зависимости от политического положения в районе их деятельности.

Несколько позже, в 1904 году, было разработано "Временное положение об охранных отделениях", в параграфе 8 которого говорилось: "Главнейшей обязанностью начальников отделений, в целях наилучшего обеспечения их служебной осведомленности, является приобретение секретных агентов и руководство таковыми, причем особое внимание должно быть обращено на то, чтобы они ни в коем случае не устраивали сами государственных преступлений" /7/.

Несмотря на принятые меры по усилению политического сыска и расширению числа охранных отделений, события революции 1905 года оказались для Департамента полиции и подведомственных ему учреждений неожиданными. Этот факт вынуждены были признать сами представители полицейских учреждений. В циркуляре Департамента полиции от 2 ноября 1905 года указывалось, что "чины местной администрации не были совершенно осведомлены о возможности возникновения беспорядков в районах их ведения и не знали, в какой именно форме они могут в данной местности скорее всего проявиться, потому, будучи застигнуты врасплох, действовали без всякого определенного, заранее намеченного плана и не могли в полной мере использовать всех имевшихся в их распоряжении средств" /8/.

18 и 25 июля 1906 года циркулярно всем ГЖУ была разослана телеграмма, касающаяся приобретения секретной агентуры /9/ . С января по июль 1906 года возросли расходы на секретную агентуру в 31 губернии России, что вылилось в цифру 69655 руб. 35 коп.

С 1907 года в системе политического сыска происходит еще одна реорганизация, в результате которой увеличилось число охранных отделений и были созданы совершенно новые учреждения политического сыска - районные охранные отделения. На первый случай их было восемь. Каждое из них объединяло в своем районе от 2 до 13 губерний и создавались они по районам действия партийных окружных комитетов. Это децентрализовало политический сыск, но делало более гибкой и оперативной работу на местах.

В циркуляре Департамента полиции от 4 октября 1907 года давались весьма специфические указания относительно способов приобретения сотрудников. "Пользуясь разногласиями и колебаниями в партийных организациях, начальники различных учреждений должны ныне же принять самые энергичные меры к приобретению новых сотрудников, стремиться заручиться содействием серьезных представителей, а не мелких кружковых деятелей, а в месте с тем использовать означенное переходное состояние в том смысле, чтобы продвинуть своих сотрудников ближе к центрам организаций" /10/ .

Несмотря на все принимавшиеся меры, материалы Департамента полиции свидетельствуют о серьезнейших трудностях в приобретении секретных сотрудников. Это подтверждают, в частности, периодически проводившиеся Департаментом полиции ревизии охранных отделений и ГЖУ. Так, в отчете о ревизиях ряда губерний в 1907 - 1908 годах его автор ротмистр Васильев писал об инертности руководителей политического сыска, их неумелости, желании вести спокойную жизнь. В отчете говорилось: "Как оказалось, никакой секретной агентуры ни у начальника местного ГЖУ, ни у местной полиции совершенно не имеется. Полковник Ламзин объяснил, что приняв управление около года тому назад, он не получил от предшественника своего ни одного секретного сотрудника". Автор говорит о том, что в губернии 2000 высланных, 500 человек в Вологде, но колония ссыльных "весьма сплоченная, строго законспирированная и заагентурить кого-либо просто невозможно" /11/.

Серия разоблачений секретных сотрудников, особенно дело Азефа /12/ , публикации В. Л. Бурцева поставили органы политического сыска в довольно сложное положение. Член Центрального комитета, руководитель боевой группы эсеров, организатор многих террористических актов Азеф оказался многолетним секретным сотрудником Департамента полиции. Разоблачения нанесли определенный вред и делу политического розыска.

Ярким документом, характеризующим положение с розыском, явился циркуляр Департамента от 5 февраля 1909 года, в котором указывалось: "Последовавшее благодаря известным условиям разоблачение услуг, оказанных делу розыска инженером Евно Азефом, может с вероятностью вредно отразиться на приобретении новых и даже, быть может, на сохранении некоторых функционирующих сотрудников. Ввиду сего Департамент считает необходимым прежде всего разъяснить, что правильно поставленная внутренняя агентура является одним из самых сильных средств борьбы с революционными выступлениями и предприятиями, а потому дальнейшее ее сохранение и развитие представляется необходимым. В случаях же замеченных колебаний в сотрудниках ввиду раскрытия роли Азефа, надлежит указать сомневающимся сотрудникам, что розыскные органы сумели сохранить втайне работу Азефа в течение 16 лет, и она огласилась лишь при совершенно исключительных условиях предательства, и что властями приняты все меры к полному обеспечению тайны работы сотрудников...". В целях сохранения агентуры в циркуляре напоминалось о необходимости строго внушить сотрудникам недопустимость проявления ими инициативы в революционных предприятиях и о вовлечении ими в таковые своих единомышленников (имелась в виду тактика провокации).

Подводя итог сказанному о деятельности Департамента полиции по организации работы с секретной агентурой, следует констатировать, что политический сыск не развивался по восходящей линии, подъемы чередовались со спадами. Решающими факторами здесь являлись изменения в кадровом составе работников и политическая обстановка в стране и отдельных регионах. Этот вывод подтверждается запиской последнего заведующего Особым отделом Департамента полиции И. В. Васильева. Арестованный в марте 1917 года Чрезвычайной следственной комиссией Временного правительства, он представил 21 марта в ЧСК записку, озаглавленную "О провокационной деятельности некоторых розыскных деятелей". Давая общую оценку деятельности Департамента полиции, Васильев писал: "Быть может, здесь уместно будет сказать, что дело политического розыска после революции 1906 - 1907 годов пришло в значительный упадок... Исключение составляет время заведывания Департаментом Трусевичем и Курловым... Окончательно розыск захирел благодаря отмене при генерале Джунковском агентуры в войсках, но с подъемом общественного движения в 1915 - 1917 годах... розыск "оживился" вследствие того, что движение происходило не при прежней конспиративной обстановке, вышло из подполья, каковое обстоятельство дало возможность даже мелкой агентуре быть в курсе течения событий". Несмотря на предвзятый характер некоторых оценок, содержащихся в записке в целом его выводы достаточно адекватны.

Категорія: Сучасність | Додав: olesg (07.06.2008)

Як качати з сайту


[ Повідомити про посилання, що не працює

Права на усі матеріали належать іх власникам. Матеріали преставлені лише з ознайомчєю метою. Заванташивши матеріал Ви несете повну відповідальність за його подальше використання. Якщо Ви є автором матеріалом і вважаєте, що розповсюдження матеріалу порушує Ваші авторські права, будь ласка, зв'яжіться з адміністрацією за адресою ukrhist@meta.ua


У зв`язку з закриттям сервісу megaupload.com , та арештом його засновників частина матерійалу може бути недоступна. Просимо вибачення за тимчасові незручності. Подробніше

Переглядів: 1959
Форма входу
Логін:
Пароль:
Пошук
Друзі сайту
Статистика
Locations of visitors to this page

IP






каталог сайтів



Онлайн усього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0
Copyright MyCorp © 2017