Неділя, 25.06.2017, 12:19
Історія та гуманітарні дисципліни
Головна | Реєстрація | Вхід Вітаю Вас Гість | RSS
Меню сайту



QBN.com.ua
Головна » Статті » Історія д і п зарубіжних країн » Сучасність

Четвертая республика во Франции
Четвертая республика во Франции

   "Временный режим" и борьба вокруг конституции.     
   В период "временного  режима"  во  Франции  началась
глубокая перестройка политической системы, сопровождав-
шаяся важными социально-экономическими реформами и  пе-
регруппировкой основных партийно-политических сил. Вре-
менное правительство осуществило часть программы Нацио-
нального  совета  Сопротивления:  национализировало ряд
крупных банков и отраслей тяжелой  промышленности,  ре-
формировало систему социального обеспечения,  восстано-
вило демократические свободы.  Были официально одобрены
провозглашенные в программе мероприятия по чистке госу-
дарственного аппарата и наказанию лиц, сотрудничавших с
оккупантами,  по привлечению сил французского Сопротив-
ления к управлению  страной.  Однако  многие  положения
программы,  касающиеся  демократизации государственного
строя,  не были проведены в  жизнь  из-за  усилившегося
противоборства различных фракций бывшего Сопротивления.
   Центральным вопросом  внутриполитической жизни стра-
ны,  вокруг которого разгорелась борьба,  стал вопрос о
новом государственном строе, новой конституции Франции.
Все политические силы объединяло критическое  отношение
к институтам Третьей республики.  В остальном их подход
был различным.  "Новые консерваторы",  и  прежде  всего
сторонники  генерала де Голля,  склонялись к учреждению
республики президентского типа,  с сильной исполнитель-
ной властью,  способной противостоять "режиму партий" -
"дестабилизирующему" парламентаризму эпохи Третьей рес-
публики. Левые партии, а также ряд партий центристского
толка (например, крупная католическая партия МРП), явно
опасаясь  установления  режима "личной власти" генерала
де Голля,  выступали за сохранение верховенства  парла-
мента  и  его  контроля  над правительством при большей
сбалансированности двух ветвей власти.                
   Получив на выборах в Учредительное собрание в октяб-
ре 1945 г.  наибольшее количество депутатских мандатов,
коммунисты,  социалисты и МРП образовали  трехпартийное
Временное  правительство  и  добились выработки проекта
конституции на основе своей программы.  Однако  он  был
отклонен на референдуме. Второй проект, разработан-   
ный в 1946 г.  новым составом Учредительного  собрания,
содержал   ряд   компромиссных  положений,  позволяющих
учесть платформы всех членов коалиции.  После утвержде-
ния  на  референдуме второй проект конституции стал ос-
новным законом Франции.                               
   Конституция 1946 г.  Новая  Конституция  Франции  не
только отразила соотношение политических сил в стране в
первый период после освобождения,  но  и  закрепила  на
конституционном  уровне  ряд новых политических принци-
пов,  характерных для европейских конституций так назы-
ваемой второй волны (40-50-е гг.).                    
   Реакцией на  авторитаризм времен войны была демокра-
тизация  общественной  жизни,  предоставление  широкого
круга прав и свобод, гарантии конституционной законнос-
ти.  В Конституцию был включен новый блок экономических
и социальных прав: равноправие мужчин и женщин, народов
зависимых стран,  социально-экономические права:  право
на труд, отдых и материальное обеспечение в случае нет-
рудоспособности, право рабочих на объединение в профсо-
юзы,  на  забастовки,  коллективное определение условий
труда и на участие в управлении предприятиями, право на
всеобщее бесплатное светское образование и др. Расширя-
лась сфера регулирования политической и особенно  внеш-
неполитической  деятельности  государства  (положения о
мирной внешней политике, об отношениях с колониями и т.
п.).                                                  
   Вместе с тем новая Конституция значительно расширяла
пределы вмешательства государства в экономическую и со-
циальную сферу жизни общества,  изменяла характер отно-
шений между личностью и государством, возлагая на госу-
дарство,  помимо  широких  прав,  и  новые обязанности.
Признанным конституционным принципом стало провозглаше-
ние  "социального  государства",  в котором права собс-
твенника сочетаются с "общим благом"  и  ограничиваются
общественными интересами.                             
   С точки  зрения основного принципа организации госу-
дарственного строя,  в первой послевоенной  конституции
Франции продолжала господствовать идея абсолютного пар-
ламентаризма.  По форме правления Франция являлась пар-
ламентарной республикой, причем нижняя палата парламен-
та - Национальное собрание - провозглашалась един-    
ственным законодательным органом страны, который не мог
никому  делегировать  свои  законодательные полномочия.
Кроме того,  Национальное собрание имело исключительное
право законодательной инициативы в финансовых вопросах,
ратификации и денонсации важнейших международных  дого-
воров, объявления войны. Собрание, избираемое по систе-
ме пропорционального представительства на основе всеоб-
щего избирательного права,  абсолютным большинством го-
лосов должно было утверждать состав нового правительст-
ва,  которое несло перед ним всю полноту ответственнос-
ти.                                                   
   Конституция традиционно    сохранила    двухпалатную
структуру парламента. Однако вторая палата - Совет рес-
публики - была наделена лишь совещательными  функциями,
и  ее рекомендации не были обязательными для Националь-
ного собрания.  Совет республики  избирался  косвенными
выборами в департаментах и коммунах, а часть его назна-
чалась Национальным собранием. Состав палаты должен был
периодически  обновляться.  Таким  образом,  полномочия
верхней палаты парламента по сравнению с сенатом Треть-
ей республики были сведены до минимума.               
   Главой государства являлся президент республики, ко-
торый избирался на совместном заседании палат парламен-
та сроком на 7 лет.  По Конституции 1946 г.,  в отличие
от предшествующей, президент был лишен ряда важных пре-
рогатив  (роспуск  нижней палаты,  назначение по своему
выбору высших должностных лиц и др.). Любые акты прези-
дента, в том числе назначение на высшие должности, тре-
бовали контрасигнации председателя кабинета и одного из
министров.                                            
   Исполнительная власть по Конституции вручалась Сове-
ту министров во главе с его председателем,  главой пра-
вительства. Этот орган осуществлял непосредственное го-
сударственное управление страной и в этом своем качест-
ве имел широкие полномочия. Однако деятельность кабине-
та была поставлена под эффективный контроль нижней  па-
латы.  Назначение  председателя  Совета министров и ми-
нистров декретом президента могло производиться  только
после вынесения вотума доверия со стороны Национального
собрания.                                             
   В случае принятия  абсолютным  большинством  голосов
депутатов резолюции порицания, а также в случае провала
в палате важного правительственного законопроекта каби-
нет  должен  был  уйти в отставку.  Правительство могло
распустить парламент только после двух  правительствен-
ных кризисов подряд,  последовавших за вотумами недове-
рия или порицания.  В такой ситуации на период избрания
нового состава собрания создавалось коалиционное прави-
тельство из всех партийных фракций во главе с председа-
телем Национального собрания.                         
   Конституция практически  сохраняла  в неприкосновен-
ности старую судебную  систему  и  местное  управление,
подчиненное строгому контролю со стороны правительства.
Для руководства судами создавался Высший совет  магист-
ратуры, председателем которого являлся президент. Совет
ведал вопросами назначения и продвижения судей,  испол-
нял функции дисциплинарного суда в отношении членов су-
дебного ведомства.                                    
   Реорганизация политического строя Франции в той фор-
ме, которая была предусмотрена Конституцией 1946 г., во
многом не оправдала возложенных на нее задач  и  быстро
утратила  привлекательность в глазах французов.  Страна
практически вернулась к "режиму Собрания", столь едино-
душно  критикуемому  на примере Третьей республики.  За
двенадцать лет сменилось сорок пять правительств,  было
несколько длительных министерских кризисов.  Этому спо-
собствовали как недостаточная проработка  самого  меха-
низма функционирования норм основного закона, так и пе-
риодические отступления от них на практике.           
   Сложные проблемы модернизации экономики и перестрой-
ки экономической структуры,  обострение социальных про-
тиворечий,  распад колониальной системы и  колониальные
войны  требовали  активного вмешательства государства и
стимулировали поиски путей к установлению твердой влас-
ти.  Политическая  система,  основанная на классическом
парламентаризме,  в условиях  многопартийного  соперни-
чества  и возросших требований к административно-управ-
ленческой деятельности оказалась неспособной  адекватно
реагировать на сложные социально-экономические проблемы
и кризисные явления в обществе.                       
   На протяжении 40-х - середины 50-х гг.  стало нарас-
тать  недовольство  государственным  режимом  Четвертой
республики.  Возникшая в  1947  г.  голлистская  партия
Объе-                                                 
динение французского народа (РПФ)' выступила с требова-
нием отмены Конституции 1946 г.  и создания сильной ис-
полнительной власти, способной возвыситься над "партий-
ной чехардой". В этом же году произошел распад трехсто-
ронней коалиции,  а в 1948-1951 гг.  была восстановлена
мажоритарная избирательная система. Широкое распростра-
нение получила практика делегированного законодательст-
ва.  По конституционной реформе 1954 г. премьер-министр
был  наделен  дополнительными  полномочиями по роспуску
Национального собрания, упрощался порядок получения во-
тума доверия правительством (простым большинством голо-
сов),  отменялись положения Конституции о  коалиционном
правительстве.  Были  расширены также права Совета рес-
публики,  который превратился в полноправного участника
законодательного  процесса.  Одновременно,  без прямого
пересмотра соответствующих положений, путем конституци-
онной  практики  произошло  фактическое усиление роли и
влияния президента.                                   
   Обострение политической обстановки и отход от основ-
ных  принципов  Конституции 1946 г.  привели в конечном
итоге к падению Четвертой республики и ее замене в 1958
г. Пятой республикой.                                 
Категорія: Сучасність | Додав: olesg (07.06.2008)

Як качати з сайту


[ Повідомити про посилання, що не працює

Права на усі матеріали належать іх власникам. Матеріали преставлені лише з ознайомчєю метою. Заванташивши матеріал Ви несете повну відповідальність за його подальше використання. Якщо Ви є автором матеріалом і вважаєте, що розповсюдження матеріалу порушує Ваші авторські права, будь ласка, зв'яжіться з адміністрацією за адресою ukrhist@meta.ua


У зв`язку з закриттям сервісу megaupload.com , та арештом його засновників частина матерійалу може бути недоступна. Просимо вибачення за тимчасові незручності. Подробніше

Переглядів: 2953
Форма входу
Логін:
Пароль:
Пошук
Друзі сайту
Статистика
Locations of visitors to this page

IP






каталог сайтів



Онлайн усього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0
Copyright MyCorp © 2017