Начало христианизации Руси
В IX веке в Восточной Европе
сложилось мощное государство, объединившее восточных славян и их ближайших
соседей - Киевская Русь. Международный авторитет этой державы возрастал с
каждым годом, налаживались контакты с окружающими народами, достигла расцвета торговля.
В то же время крупнейшие государства того периода не хотели считаться с
северным соседом из-за приверженности населения Руси старым традиционным
языческим культам.
Постепенно языческая религия -
прогрессивная для эпохи военной демократии - стала тормозящим фактором в
развитии средневековой государственности феодального типа, требовавшей жесткой
централизации социальных институтов и объединения под руководством единого
правителя. Язычество не обеспечивало формирование отношений феодального господства
и беспрекословного подчинения, напротив, оно зачастую толкало вольнолюбивый
народ на постоянные выступления против власти, покушавшейся на родовые устои и
личную свободу. Кроме того, язычество на определенном этапе перестало
обеспечивать достаточно интенсивное развитие торговли и культурного обмена с
христианским и исламскими странами. Поэтому принятие одной из мировых религий
стало тогда исторической необходимостью, в определенной степени уровнявшей Русь
с остальными европейскими державами.
Языческое мировоззрение того
времени отражало своеобразный договор человека с силами Природы - богами. В
этой идеологической базе не было места все отчетливей проявлявшемуся
социальному и имущественному неравенству, которые были свойственны феодальным
отношениям. Из-за развития феодализма и фактического изменения положения
некоторых групп свободных общинников древняя традиция утратила роль основного
связующего звена между отдельными частями населения, из которых в последствии
образовались сословия. Представления о "загробном мире", как и все
языческое мировоззрение в целом, требовали от славянина помимо мужественности,
честности и трудолюбия, так же и признание как высшей ценности личной свободы
(неприятия никакой формы рабства - духовного и экономического), что вступало в
противоречия с ходом исторического процесса.
Появившуюся прослойку
собственников земли, которую фактически представляла власть, не устраивали
старые традиционные нормы, требовавшие от славянина всемерного накопления
имущества для продолжения вольготного существования в "загробном
мире". Им нужны были безропотные производители, дававшие необходимый
прибавочный продукт: именно это должно было способствовалть развитию
феодальноых отношений. Старые традиции требовали существенного изменения. Однако,
попытки реформирования родовых устоев не достигли желаемого результата.
Языческое мировоззрение живет в народе, и изменение его устоев
"сверху" фактически невозможно. Попытки унификации языческих культов
на Руси привели к краху религиозной реформы 980-х годов, которую пытался
провести князь Владимир - народ не воспринял новые, во многом навязанные,
образы своих богов.
Первые христианские миссионеры
проникли на Русь в начале IX века. Известная и до сих пор эксплуатируемая
служителями культа легенда о миссионерской деятельности апостола Андрея
возникла, по видимому, в разгар борьбы Руси и Византии за крымские владения, в
XII веке. Ее автор, возможно приближенный к Мстиславу Великому летописец,
пытался доказать, что своей христианизацией Русь обязана князю Владимиру и его
окружению, но отнюдь не византийцам. Тем самым была предпринята попытка
доказать, что Владимир по своему статусу равен василевсам Византии.
Нет никаких исторических
материалов, свидетельствовавших бы о проникновении христианства в середине I
тысячелетия н.э. Также, нет оснований считать, что христианизации подвергся
новгородский князь Бравлин совершивший в конце VIII - начале IX веков поход на
Сурож.
Первыми христианами на Руси стали
славянские купцы - изменение веры во многом способствовало развитию их
торговли, чем они часто пользовались, крестившись подчас по нескольку раз:
обрадованные купцы-христиане подчас отдавали новообращенному в христианскую
веру купцу-славянину свой товар в пол-цены.
Первая попытка крещения русов
произошла в 866 году. Связана она с неудачным походом на Византию,
распространением болезней в стране и миссионерской деятельностью епископа,
присланного императорским двором. Попытка была неудачной и вторая произошла в
промежутке между 872 и 877 годами. По-видимому, этим крещением были затронуты
киевские поляне.
Приход к власти в Киеве
новгородского князя Олега в 882 году и период объединения Киева и Новгорода
ознаменовись резкой сменой политики власти. Постоянные конфликты с Византией
привели к росту национального самосознания и отходу от привнесенной
византийцами религии. В то же время это способствовало консолидации
христианской общины Киева, которая, в конце концов, повлияла на официальную
власть. Способствовал дальнейшему развитию христианства на Руси спор князя
Олега с языческими жрецами. Потепление отношений с Византией в начале X века
привело к развалу союза языческого жречества с властью. Процесс проникновения
христианства продолжился.
Большую часть христиан на Руси,
по-видимому, составляло пришлое население: варяги, хазары, болгары, византийцы.
В начале X века, во время каспийского похода, под влияние христианства попал
"некий правитель" Булдимир и население "острова русов".
Правда в последствии они приняли ислам, о чем упоминает мусульманский летописец
тех времен.
В княжение Игоря количество
христиан резко возрастает. Христианство проникает в княжескую, боярскую и
дружинную среду, многие христиане занимают важные посты в управлении.
Политический конфликт между
христианами и язычниками в Киевской Руси возникает в княжение Ольги. После
смерти мужа, остро нуждаясь в поддержке, вдова Игоря обращает в свой взор на
киевскую христианскую общину. В 944 году она с посольством направляется в
Царьград, где принимает христианство византийского образца, получая тем самым
легитимную, с точки зрения христиан, власть. Опираясь на верхи киевской знати,
она смещает своего сына с княжеского престола и жестоко подавляет древлянское
восстание. В 946 году Ольга вторично посещает Византию, с целью укрепить союз с
новым императором - Константином Багрянородным.
На Руси возникают две враждующие
политические группировки - языческая во главе со Святославом и христианская во
главе с Ольгой. Она проводит ряд мероприятий, способствовавших распространению
христианства: разрушает капища (на отдельных территориях), строит церкви. Новая
религия, не смотря на недовольство Святослава, все больше проникает в дружинную
среду.
Однако осуществить крещение Руси
Ольге не удается. Возникшие трения с Византийским правящим домом, упорное
нежелание Святослава принять крещение и сила "языческой партии",
вынуждают княгиню обратится за помощью на Запад. Но присланные германским
императором католические миссионеры не нашли поддержки и понимания у населения
Руси и вынуждены были бежать из ее пределов. Ольга теряет союзников, и к власти
приходит Святослав во главе "партии язычников".
Нового князя мало заботили
внутренние проблемы государства. Это был настоящий воин, видевший цель в
завоевании новых территорий. При Святославе было окончательно подорвано
хазарское влияние (были захвачены и разрушены главные хазарские города -
крепость Белая Вежа и столица Хазарии Итиль), укрепились позиции Киевской Руси
на юге. В результате войн с Византией на короткий срок была подчинена Болгария.
Положение христиан на Руси резко
ухудшилось. По-видимому, они были отстранены от важнейших государственных
постов, лишены некоторых привилегий и "ругаемы бяху" от язычников.
Именно в это время была разрушена церковь Николая - один из древнейших центров
христианской общины.
В неудачах 971 года, когда под Доростолом
был заключен невыгодный для русов мир, по-видимому, обвинены были именно
христиане, связь (в том числе и политическая) которых с Византией была
очевидной. Возможно, именно киевские христиане, боявшиеся репрессий
вернувшегося из Болгарии Святослава, подкупили печенегов, которые в 972 году у
Днепровских порогов напали на отряд князя и убили его.
В княжение старшего сына
Святослава - Ярополка - христианская партия вновь укрепляет свои позиции.
Приверженцы новой религии получают "волю великую", что вызывает
недовольство в языческих кругах населения. Фактически начинается междоусобная
война между двумя конфликтующими группировками.
Языческую партию возглавляет
Владимир, на его сторону переходит часть дружины великого князя. Опираясь на
языческий Новгород и Северную Русь, Владимир смещает своего брата с киевского
престола. Ярополк бежит в город Родень, где и погибает, покинутый собственной
дружиной. В 979 году христианская группировка терпит поражение и лишается
власти.
Однако язычество в традиционном
виде не смогло решить задачи, поставленные историей перед Киевским
государством. В 980 году князь Владимир предпринял попытку реформировать устои
родового общества, в угоду сложившейся к тому времени политической ситуации. На
первое место был выдвинут культ дружинного бога Перуна, что не нашло понимания
у основных масс языческого населения, приоритетно чтивших других богов - в
основном, Велеса и Макошь. Отношения с христианскими империями начали
осложняться. Возможно, у нового князя произошел конфликт с языческим
жречеством, претендовавшим на сохранение родовой системы власти. В итоге,
реформа окончилась неудачей.
Владимир и его окружение активно
искали выход из сложившейся ситуации и нашли его, по примеру многих государств
того времени, в замене религии. По ряду политических причин киевская знать
остановила свой выбор именно на византийской системе христианства. В то же
время, с учетом географических и экономических причин, это был наиболее
выгодный выбор для Руси. Осуществление новой реформаторской программы началось
в конце 80-х годов X века.
В 988 году Киевская Русь и
Византийская империя заключили союзный договор о взаимопомощи, скрепить
который, по обычаям того времени, планировалось династическим браком между
Владимиром и византийской принцессой Анной. Киев оказал помощь императорскому
двору в подавлении восстания Варды Фоки, как раз в то время, когда из-за многих
неблагоприятных внутреннеполитических факторов Византийская империя находилась
на грани краха. Возможно, в том же году Владимир тайно принял крещение.
Тем не менее, византийские
императоры (на тот момент было два василевса - Василий и Константин) не
выполнили свою часть договора - ни принцессы Анны, ни автономной церковной
организации князю русов они не дали. В ответ на это коварство Владимир осадил
центр византийского Крыма, город Херсонес (Корсунь) и овладел им весной 990
года. Византия вынуждена была уступить и выполнить свою часть договора. Свадьба
Владимира и Анны, вероятно, произошла в Херсонесе. Летом того же года
византийское духовенство в сопровождении княжеского войска прибыло в Киев.
Крещение города происходило в
несколько этапов на протяжении лета 990 года. Еще в Корсуне подверглась
христианизации княжеская дружина. Киевская знать, смиренная к этому времени
княжеской властью и силой войска, тоже приняла крещение. Владимир приказал
уничтожить статуи языческих богов по всему городу, что послужило своеобразной
психологической подготовкой горожан к принятию новой веры.
31 июля был издан новый указ:
всему населению Киева явиться на следующий день к берегам реки Почайны. 1
августа 990 года состоялось формальное массовое крещение киевлян. Не все
горожане подчинились приказу - многие приверженцы язычества покинули город и
скрылись в "лесах и пустынях".
Перед князем Владимиром и его
окружением возник вопрос распространения христианства на всю территорию
Киевской державы. Христианизация полян произошла в конце 990 и закончилась в
991 году.
В Новгород, который являлся
крупнейшим северным оплотом язычества, был послан дядя князя - Добрыня, воевода
Путята и епископ Иоаким. Противостояние в городе дошло до уличных боев и
поджога некоторых участков Новгорода крестителями. В ответ на это язычники под
предводительством Богомила Соловья и тысяцкого Угоняя разграбили усадьбы
новгородских христиан. Добрыней было разрушено святилище Перуна в устье
Волхова. Крещение "огнем и мечом" происходило в несколько этапов: в
начале крестились несколько сот жителей Торговой стороны. В начале сентября 990
года крещению подвергалась основная масса населения. Наконец, в конце сентября
- начале октября того же года в новую веру обращали тех, кто смог избежать
этого ранее.
Сам князь Владимир отправился в
Ростово-Суздальскую землю. Еще в Херсонесе христианизации подверглось также и
ростовское воинство, участвовавшие позже в крещении Новгорода. Дойдя до Ополья,
князь основал город Владимир Залесский, ставший, по-видимому, христианским
центром Северо-восточной Руси, крупным оплотом новой религии в языческих землях
кривичей, вятичей и соседних угро-финских народов. В 991-992 годах христианское
духовенство, при поддержке княжеских дружин, несколько раз пытается крестить
местное население. Однако действия властей не имели желаемого успеха - по
свидетельству современников Успенскую церковь в Ростове посещали только
"женщины и отроки". На долгое время Северо-восточная Русь становится
центром языческих восстаний.
В конце X - начале XI века Русь
постепенно христианизируется. При появлении крестителей большая часть народа
соглашалась принять обряд, но как только княжеские власти уходили, "все
возвращалось на круги своя". В ряде областей насаждение новой веры
встретило активный отпор со стороны местного населения. Отдельные районы
продолжали исповедовать старые языческие традиции вплоть до XII - XIII веков.
В целом, принятие христианства в
качестве официальной религии способствовало развитию феодализма в Киевской
Руси. Обращаясь к народу, христианские священники, в противовес языческим
волхвам, проповедовали смирение, безропотное подчинение, отказ от накопления
богатств и заботы о завтрашнем дне, ради "спасения души". Казалось
бы, подобные проповеди должны были вызвать апатию у свободолюбивых язычников,
но философская гибкость христианского богословия со временем сделала свое дело.
Язычество, поставленное властью
вне закона, долгое время жило в народной среде, в последствии оформив симбиоз с
христианским народным православием, и в завуалированной форме дойдя до наших
дней.
по книге О.М. Рапова
"Русская церковь в IX-
первой трети XII вв. Принятие христианства"
|