И по внешнему виду, и по внутренним качествам запорожские
козаки в общем
представляли собой характерные типы своей народности и
своего времени. По
описанию современников, они были большею частью роста
среднего, плечисты,
статны, крепки, сильны, на вид полнолицы, округлы и от
летнего зноя и степной
спеки смугловаты". С Длинными усами на верхней губе, с
раскошным оселедцем, или
чупрыной, на темени, в барашковой остроконечной шапке на
голове, вечно с
люлькой в зубах, истый запорожец всегда смотрел как-то хмуро,
вниз, исподлобья,
посторонних встречал на первых порах неприветливо, отвечал
на вопросы весьма
неохотно, но затем мало-помалу смягчался, лицо его
постепенно во время
разговора принимало веселый вид, живые проницательные глаза
загорались блеском
огня, и вся фигура его дышала мужеством, удальством,
заразительною веселостью и
неподражаемым юмором.
Во внутренних качествах запорожского козака замечалась смесь
добродетелей и
пороков, всегда, впрочем, свойственная людям, считающим
войну главным занятием
и главным ремеслом своей жизни: жестокие, дикие и
беспощадные в отношении своих
врагов, запорожские козаки были добрыми друзьями, верными
товарищами,
истинными братьями в отношениях друг к другу, мирными
соседями к своим
соратникам по ремеслу, украинским и донским козакам; хищные,
кровожадные,
невоздержанные на руку, попирающие всякие права чужой
собственности на земле
ненавистного им ляха или презренного бусурмана, запорожские
козаки у себя
считали простое воровство какой-нибудь плети или пута
страшным уголовным
преступлением, за которое виновного казнили смертною казнью.
Светлую сторону характера запорожских козаков составляли -
их благодушие,
нестяжательность, щедрость, бескорыстие, постоянство в
дружбе, столь высоко
ценимой в Запоржье, что, по козацким правилам, грехом
считалось обмануть даже
черта, если он иногда попадал сичовикам в товарищи; кроме
того, светлыми
чертами характера запорожских козаков были высокая любовь их
к личной свободе,
по которой они предпочитали лютую смерть позорному рабству;
глубокое уважение к
старым и заслуженным воинам и вообще ко всем "военным
ступеням"; простота,
умеренность и изобретательность, при нужде, в домашнем быту
или в разных
безвыходных случаях и физических недугах.
В отношении к захожим и заезжим людям запорожские козаки
всегда были
гостеприимны и страннолюбивы: "Сей обычай был у
запорожцев не только к
приятелям и знакомым, но и к посторонним людям, и наблюдали
сию страннолюбия
добродетель строго и неупустительно".
Наравне с гостеприимством и страннолюбием запорожские козаки
ставили личную
честность как у себя, на Запорожье, так и на войне в
отношении врагов
православной веры. "Хотя в Сиси, - говорит на этот счет
католический патер
Китович, - жили люди всякого рода - беглые и отступники от
всех вер - однако
тамцарствовали такая честность и такая безопасность, что
приезжавшие с
товарами, или по другим каким делам люди, не боялись и
волоска потерять с
головы своей. Можно было на улице оставить свои деньги, не
опасаясь, чтобы они
были похищены. Всякое преступление против чьей-либо
честности, гостя или
сечевого жителя, немедленно наказывалось смертью".
Война для козака была столь же необходима, как птице крылья,
как рыбе вода.
Без войны козак - не козак, без войны лыцарь не лыцарь.
Козак не столько не
боялся, а любил войну. Он заботился не только о том, чтобы
спасти себе жизнь,
сколько о том, чтобы умереть в бою, как умирают истые рыцари
на войне.
По врожденным качествам, присущим истому малоросу, запорожцы
отличались умением
мастерски рассказывать, умели подмечать смешные стороны у
других и предавать их
в шутливом, но ни для кого не обидном тоне. "Обычаи у
запорожцев чудны,
поступки хитры, а речи и вымыслы остры и большею частью на
насмешку похожи".
В свободное от походов время запорожские козаки любили, лежа
на животах,
побалагурить, послушать рассказы других, держа при этом в
зубах коротенькие
люлечки и попыхивая из них дымком. Люлька для козака первое
дело.
Сичевые козаки, по своей жизни и по чистоте нравов, говорит
очевидец, считали
себя мальтийскими кавалерами, и оттого в Сичь не допускали
женщины, будет ли
то мать, сестра или посторонняя женщина для козака.
"Запорожским козакам не
позволяется быть женатыми внутри их жилищ (в Сичи), а
которые уже женаты,
должно, чтобы жены их жили в близких местах, куда ездят они
к ним временно;
но сие надобно делать так, чтобы не знали старшины."
Обычай безженности запорожских козаков может быть объяснен
прежде и
естественнее всего военным положением их. Постоянно занятый
войной, постоянно
в погоне за врагом, постоянно подвергаясь разного рода
случайностям, запорожец
не мог, разумеется, и думать о мирной семейной жизни.
Но кроме этого бессемейную жизнь запорожских козаков
обуславливал и самый строй
их воинского порядка: товариство требовало от каждого козака
выше личного блага
ставить благо общества; в силу этого военная добыча
запорожских козаков
делилась поровну, недвижимое имущество козаков в принципе
составляло
собственность всего войска. Но чтобы совершенно выполнить
долг козацкой жизни,
нужно было отказаться от всех семейных обязательств, так
как, по евангельскому
слову, только "неоженивыйся печется о Господе,
оженивыйся о жене".
Таким образом, жизнь запорожского козака - своего рода
аскетизм, до которого он
дошел опытом, а не заимствовал извне: "Лицарю i
лицарська честь: йому треба
воювати, а не бiля жiнки пропадати".
Домашняя жизнь сичевых козаков была слишком проста и
скромна. "В запорожской
черни снискание богатства нимало не уважалось: почитая нужды
свои в одном
токмо, воинском и промышленном орудиях, не знали они роскоши
ни в платье, ни в
украшении, ниже в самой пище, которую хозяин и хлопец имел
всегда одну и
всегда почти одинаковую". "Запорожцi, - по
козацкой пословице, - як малi дiти:
дай багато - все з'iдять, дай мало - довольнi будуть".
На простоту и
воздержанность в жизни запорожцы смотрели, как на одну из
важнейших и
необходимейших причин их непобедимости в борьбе с врагами:
только тот, кто
победил в себе свои излишние потребности, в состоянии
победить и неприятеля".
Будучи в душе поэтами и местателями, запорожцы всегда
выбирали самые живописные
и красивые места для своих временных и вечных жилищ, влезали
на высокие скалы,
уединялись в лесные пущи, поднимались на большие курганы и с
высоты птичьего
полета любовались ландщафтами и предавались тихим думам и
возвышенным
размышлениям. Будучи высокими ценителями песен, дум и родной
музыки, запорожцы
любили послушать своих баянов, слепцов-кобзарей, нередко
сами складывали песни
и думы и сами брались за кобзы, бывшие у них любимым
музыкальным инструментом.
Кобзарь у запорожцев был хранителем заветных козацких
преданий, живописатель
"лыцарских подвигов", иногда первый лекарь больных
и раненых, иногда
освободитель невольников из плена, иногда поджигатель к
военным походам и
славным подвигам низовых молодцов. Кобза, по понятию
козаков, выдумана самим
Богом и его святыми, и отчего она и была у них в такой
чести. Для одинокого
запорожца, часто скитавшегося по безлюдным степям, не
имевшего возможности в
течение многих дней ни до кого промолвить слова, кобза была
истинною подругою,
дружиною верною, которой он поверял свои думы, на которой он
разгонял
печаль-тугу.
"В пьянстве и бражничестве, - говорит очевидец, -
козаки старались превзойти
друг друга, и едва ли найдутся во всей христанской Европе
такие беззаботные
головы, как козацкие. Нет в свете народа, который мог бы
сравниться в пьянстве
с козаками: не успеют проспаться и вновь уже
напиваются".
Впрочем, предаваясь разгулу и бражничеству, запорожские
козаки, однако не были
похожи на тех жалких пьяниц, которые пропивали свои души в
черных и грязных
кабаках и которые теряли в них всякий образ и подобие
созданий божних: лыцарь
даже и в попойках оставался лыцарем. Предаваясь широкому и
неудержимому
разгулу, козак тем самым выказывал особого рода
молодечество, особый взгляд на
жизнь человека, вообще напрасно обременяющего себя трудом и
заботами и
совершенно не понимающего истинного смысла жизни -
существовать для веселья и
радости.
Однако, несмотря на жизнь с точки зрения веселья и радости,
запорожец не был
чужд и мрачных дум: в основе характера козака лежала всегда
двойственность: то
он очень весел, шутлив и общителен, то он грустен, молчалив,
угрюм и
недоступен. Эта двойственность вытекала, конечно, из самого
склада жизни
запорожского козака: не имея у себя в Сечи ни роду, ни
племени - "вiн iз риби
родом, од пугача плодом", отрезанный от семьи, видя
постоянно грядущую в очи
смерть, козак, разумеется смотрел на все беспечно и свой
краткий век старался
усладить всякими удовольствиями, доступными ему в Сичи; с
другой стороны, тоска
по далекой родине, оставленным на произвол судьбы дорогим
родным, а, может
быть, и милой козацкому сердцу "коханке",
черствость одиноких товарищей, думы
о грядущей беспомощной старости - заставляли не раз козака
впадать в грустные
размышления и чуждаться всякого веселья.
Отличительною чертою характера запорожских козаков была и их
глубокая
религиозность; черта эта объясняется самым складом жизни их:
ничто так, говорят,
не развивает в человеке религиозного чувства как постоянная
война.
Под влиянием истинного религиозного чувства многие из
запорожских козаков,
чуждаясь веселой, шумной и вольной жизни в Сичи, уходили в
дремучие леса,
береговые пещеры, речные плавни и там, живя между небом и
землей, "спасались
о Христе"; на этом поприще являлись истинные
подвижники, высокие молитвенники
и ревностные исполнители заповедей евангельских и преданий
апостольских.
Запорожец под конец, видя приближение грядущей воочию
старости и чувствуя
себя уже более не способным ни к войне, ни к разгульной
жизни, нередко уходил
"в ченцi", т.е. в монахи. Большею частью, однако,
запоржцы погибали в боях, на
море или на суше, во время походов против неприятелей...
|