С периодом монголо-татарского нашествия (II пол.XIII-Xv вв.) обычно связывают запустение территории нашего края, почти полное прекращение здесь хозяйственной жизни, значительное сокращение населения. Это действительно верно, если взять непосредственно период завоевательных походов монголов в Дешт-и-Кипчак (Половецкую степь), а также южные и юго-восточные окраины древнерусских земель. Многочисленное монгольское войско, объединенное жесткой воинской дисциплиной. Прошедшее через горнило длительных и суровых военных походов , значительно превосходило в военной мощи дружины русских князей и половецких ханов. Это превосходство основывалось также нга исрользовании монголами передовых достижений военного искусства Востока (стенобитные машины, метательные орудия, "греческий огонь", флаговая сигнализация для руководства боем и т.д.). Все это позволило монголам в кратчайшие сроки (1236-1241 гг.) овладеть громадными пространствами, включавшими территорию нашего края. Нашествие сопровождалось жестоким истреблением и порабощением населения степей. Посол римского папы к монгольскому хану монах Иоанн де Плано Карпини указывал : "Команов (половцев - М.К.) перебили татары. Некоторые даже убежали от их лица, а другие обращены ими в рабство"[1].Итогом этих завоеваний стало образование в начале 40-х годов XIII века государства монголов -Золотой Орды, в состав которого вошла территория нашего края. С образованием Золотой Орды в степях наступил период относительного мира, что способствовало увеличению численности населения. Уже в 1389 году проезжавший через Подрнье дьякон Игнатий сообщал : "... и ту многое множество татар, и всяких скот стады без числа много"[2].Что же представляло собой население нашего края в тот период? Основную часть его составляли половцы, воспринявшие самоназвание господствующего монгольского племени татар, управляемые представителями татарской знати, но сохранившие свой язык и культуру. Основой их хозяйства являлось кочевое скотоводство, охота. Рядовые кочевники находилисьв зависимости от феодальной знати и хана. Еще одну группу населения составляли бродники. Об их существовании имеются сведения в русских летописях и актах. Начиная с 1147 года. Бродники во главе со своим атаманом Плоскиней принимали участие в битве на калке (1223 г.) на стороне монголо-татар. В документах Западной Европы также есть упоминания о бродниках. Так в послании короля Венгрии Белы IV Иннокентию (1254 г.) говориться : "Татары заставили платить дань особенно страны, которые с востока граничат с нашим царством : Русь, Куманию, Юродников, Булгарию" [3]. Евромейские послы к монголам Гильом де Рубрук и Плано Карпини сообщают об остатках славянского и аланского населения в наших степях. Эти люди жили свободно, исповедывали православие. В 1261 году для христиан Золотой Орды была учреждена особая Сарайская епархия. Духовенство ее жило при дворе Батыя и совершало богослужения. Рубрук считал, что бродники образовались от смешения славян с аланами. Эти люди все необходимое для себя добывали войной, охотой и рыбной ловлей. Неблагоприятные условия их жизни не позволяли им возводить дорогих построек и иметь большие города (впрочем, в русских летописях упоминается город "Броднич с месты" на Дону. Бродники жили в землянках, кухни строили из плетней и кимыша.Женщины пользовались у них особым почетом : "Жены их украшали голову подобно француженкам, и опушали низ своего платья белками, выдрами и горностаями". Мужчины летом и зимой носили высокие черные бараньи шапки и кафтаны [1]. По мнению большинства современных исследователей[4] бродники были разнородной этнической массой, включавшей в себя славянский, алано-болгарский и половецкий элементы. Объединяла их общая религия -христианство о также род занятий. Это были группы лично свободных людей, живущих независимыми самоуправляемыми общинами. Основу их занятий составляло военное дело. Отряды бродников нанимались на службу к русским князьям и половецким ханам, служили в войсках монгольских ханов. Помимо военного дела, бродники занимались также земледелием, обеспечивая зерном кочевников, обслуживали переправы через реки, проводили торговые караваны через земли кочевников [5]. Эти же функции выполняло оседлое население степей, основную часть которого составляли славяне. Постоянные поселения славян в южном Поднепровье и среднем Подонье существовали еще до монгольского нашествия их население занималось земледелием, ремеслом, торговлей, удовлетворяя потребности кочевников в продуктах земледелия и ремесленных изделиях. Кроме того, жители этих поселений обслуживали переправы через реки, проводили торговые караваны [6,7]. После нашествия монголо-татар жизнь на большинстве этих поселений не прекращается, лишь усиливается неславянский элемент за счет половцев, лишенных монголами скота и осевших на землю. Жители поселений продолжают вести прежний образ жизни. Это объясняется тем, что новые хозяева степей монголы были заинтересованы в существования оседлого степного населения [4]. Кроме того, монголы целенаправленно переселяли в пределы степи русских людей, формируя из них легкоконные отряды для своих войск[5]. Поселения этого времени (XIII - XIV в.в.) были расположены по берегам рек у переправ в окружении естественных преград (болот, озер, лесов). Население их занималось земледелием, придомным скотоводством, рыбной ловлей, ремеслом, посреднической торговлей, обслуживанием переправ через реки. Интересны сведения, которые оставил Гильом де Рубрук, который в 1254 году ехал в ставку монгольского хана. В переправе через Дон ему помогали жители "русского поселка", которые имели от хана поручение перевозить путешествующих через реку. Рубрук дет нам интересные данные о занятиях жителей поселка, в частности, о земледелии и рыболовстве: "В то время они жали рожь. Пшеница не родилась там хорошо, а просо они имеют там в большом количестве. .. В первый день они дали нам большую свежую рыбу..., На третий день - сушеной рыбы, имевшейся у них там в большом количестве." [1]. С 1993 года раскопки подобного поселения ведутся областной археологической экспедицией школьников совместно с областным краеведческим музеем у с. Нижнетеплое (пос. Им.Артема) Станично-Луганского района Луганской области. Это пока единственное известное нам поселение XIII-XIV вв. На территории области. Оно расположено на возвышенности в пойме левого берега Северского Донца и в древности было окружено болотами и озерами. Неподалеку выше по течению реки находится переправа через Донец. Ее обслуживанием, очевидно, и занимались жители поселения. В ходе исследований были обнаружены остатки семи углублений в землю жилых построек. Форма жилищ, конструктивные элементы, наличие внутри глинобитных печей сближают их с древнерусскими жилищами XII-XIII вв.[8]. Среди археологических находок особый интерес представляют те, которые свидетельствуют о занятиях населения: обломок железного серпа, ножи, плотницкие инструменты, рыболовные крюки и грузила для сетей, кости домашних и диких животных. Обнаружены также куски металлургического шлака, что косвенно может свидетельствовать о наличии местного железноделательного производства. Но самым массовым видом находок являются обломки керамических сосудов. Их форма, орнамент (прочерченные по сырой глине прямые и волнистые линии, разнообразные вдавления) типичны для древнерусской посуды XII-XIV вв. Большинство керамики местного производства, но встречаются фрагменты сосудов, изготовленных не в поселении. Это обломки амфор и кувшинов, украшенные по внешней поверхности мелким рифлением, кросно-коричневым ангобом и лощением. Такая посуда изготовлялась в золотоордынских городах, ближайшим из которых был Азак в устье Дона [9]. На поселение она могла попасть вместе с торговыми караванами, направлявшимися из Азака и других городов на Русь и в Западную Европу. О религиозной принадлежности жителей свидетельствует найденный в заполнении одного из жилищ каменный нательный крест. Подобные кресты были распространены на Руси в XII-XIV вв. [10]. В конце XIV вв. жизнь в поселении прекращается . Это было связано скорее всего с длительными междоусобными войнами, начавшимися в это время в Золотой Орде. Самой разрушительной из них была война Тохтамыша с Тамерланом 1394-1395 гг., сопровождавшаяся массовыми убийствами, зверствами, разрушениями и грабежами. Об этих событиях свидетельствует обнаруженный на поселении в заполнении жилищ и рядом с ними слой пожарища и в нем железный наконечник стрелы. Около двухсот лет оставался пустынным донецкий берег. Лишь в XVII. сюда приходят донские казаки и основывают Теплинский городок, остатки которого также обнаружены в ходе раскопок. Археологические исследования поселения у с. Нижнетеплое продолжаются и, будем надеяться, дадут новые уникальные сведения об одной из интереснейших и мало исследованных страниц истории нашего края, истории Украины. Источники и литература: 1. Путешествия в восточные страны Плано Крпини и Рубрука. -М.: Географгиз, 1957.- с.72, 109-110. 2. Лисянский А.С. Конец Дикого поля. - Донецк, 1973. - с. 20. 3. Казачий словарь - справочник. - т. 1. -Кливленд, Охайо, США, 1966. 4. Козловский А.А. Этнический состав оседлого населения южного Поднепровья в IX-XIV вв.// Земли Руси в IX-XIV вв. (история и археология): Сб. Научных трудов. - Киев, 1985.- с. 66-70. 5. Гордеев А.А. История казаков, часть 1, Золотая Орда и зарождение казачества. -М. : Страстный бульвар, 1991.-с. 36-46. 6. Довженок В.О. Среднее Поднепровье после татаро-монгольского нашествия // Древняя русь и славяне: Сб. Научных трудов. - М.: Наука, 1978. - с. 32-33. 7. Цыбин М.В. древнерусские поселения второй половины XIII-XIV вв. В среднем течении Дона //проблемы археологического изучения доно-волжской лесостепи: Сб. Научных трудов. - Воронеж, 1989. -с. 156-171. 8. Раппопорт П.А. Древнерусские жилища. Свод археологических, вып. Е.1-32. - Л. : Наука, 1975. 9. Перевозчиков В.И. Гончарный комплекс XIV века в котловане под домом Быта Юбилейный // историко-археологические исследования на нижнем Дону в 1991 году. - Азов, 1993. - вып. 11. - с. 160-224. 10. Седова М.В. Ярополч Залесский. - М.: Наука, 1978. - с. 117. Матеріал перейнято з: http://www.library.lg.ua Первые областные Краеведческие чтения
|