От редакции. Предлагаем вниманию читателей аналитическое исследование экс-Главкома ВМС Украины, одного из наиболее серьезных аналитиков Украины в военно-морской сфере вице-адмирала Владимира Безкоровайного (хотя, очевидно, для людей, даже поверхностно интересующихся флотской тематикой, представлять этого человека особой нужды нет). Учитывая серьезность темы и глубину исследования, мы разбили его на несколько частей. Этот же материал в ближайшее время будет опубликован журналом "УНIВЕРСУМ". http://flot2017.com/ru/analitics/1423 Мы дождались, когда В.Путин подсказывает нам, что вопрос территориальной принадлежности Крыма к России затрагивают «провокаторы», так не настало ли время разобраться в этом вопросе. Если такие «провокаторы» действительно существуют в Украине и за ее пределами, то украинский народ имеет право знать их фамилии, и необходим соответсвующий закон, который защищает Украину. Источники проблем Украины В конце горбачевского правления политические цели Б. Ельцина и Л. Кравчука совпадали. Л. Кравчук, выступая перед выпускниками академии ПВО (которая существовала в Киеве) в июне 1991 г., подчеркнул: «Украина имеет шанс войти в обновленный союз «независимой и суверенной»». Б. Ельцина привлекала неоимперская политика, поэтому он пытался сохранить союз, заменив в Кремле коммунистов на демократов. Но во всех республиках СССР демократические процессы развивались под влиянием национальной истории и традиций. В Украине, с сильными традициями национально-освободительной борьбы, волна самоопределения шла с Запад под влиянием Руха, но всторону полной независимости. Освобожденная от «коммунизма» идеологическая ниша в сознании россиян быстро наполнялась традиционным национал-шовинизмом. У белорусов традиции совпадали с идеей «обновленного союза», которую продвигал М. Горбачев, и панславизма, которая удовлетворяет их только потому, что они держались за газ и нефть. Освобождаясь от горбачевского центра, Б. Ельцин столкнулся с проблемой: как в стермительном процессе захоронения «коммунизма» не уничтожить империю, как не потерять Украину, центробежные стремления в которой стремительно возрастали и становились необратимыми. С целью удержания соседов Кремль прибегает к стратегии запугивания и провокаций, и Киев получает предупреждение о «возможном пересмотре границ». Автором «территориального наступления» на Украину и другие республики был Б. Ельцин, который очень любил Украину, но только на орбите России. Территориальные притязания и «защита русскоязычного населения» увязывались в «единый пакет претензий и угроз», в соответствии с которым Б. Ельцин объявил право России на защиту российских диаспор и граждан Росии, чем подталкивает развитие сепаратизма во всех республиках, а также превращения коренного населения в граждан России. После провала путча ГКЧП Б. Ельцин запретил КПСС. Невхождение Украины в обновленный союз в Кремле связывали со стремлением сохранить коммунистический режим. По мнению российских демократов, в Украине сложилось чрезвычайное положение. Чтобы притормозить «бракорозводный процесс» и затолкать Украину в «обновленный союз», Россия разрабатывает «претензию» на владение флотом (ЧФ), «рабочий план» которой со временем дополняется проблемой его долгосрочного базирования в Украине. Российские политики разворачивают кампанию шантажа Киева претензиями на Крым и Севастополь. «Редакторы» этой стратегии – российские парламентарии Е. Амбарцумов и В. Лукин. Суть стратегии: овладев ЧФ, обеспечить его долгосрочное пребывание в Крыму для возвращения и удержания «блудной Украины в обновленном союзе». Договором, подписаным Б. Ельциным и Л. Кравчуком в Киеве 19 ноября 1990 года, была признана территориальная целостность Украины и России и границы со времен СССР, но для них это не преграда. Парламенты ратифицировали документ, и это также не препятствие. Те же самые российские политики и парламентарии продолжают рассматривать территориальный шантаж как козырную карту для удержания Украины в новом союзе. Менталитет большинства россиян не допускал даже мысли о возможном «разрыве России со своей исторической матерью – Киевом»; вопреки реалиям времени эта мысль давила на их мозг, воспринималась как исторический абсурд. Августовский путч, декларация о суверенитете России и демонтаж советских структур открывали Ельцину путь к новому союзу. После победы над ГКЧП Б. Ельцин оказался на шаг от власти над обновленной империей. Он бросает всех «соседей» и, руководствуясь принципом «победитель получает все», назначает исключительно свое окружение на ключевые должности в центральную администрацию, но уже не союза, а «российской неоимперии». Когда Б. Ельцин и его «новые бояре» пошли на перехват «центральной власти», киевские парламентарии мгновенно поняли, «что будет за поворотом». Возник конфликт интересов Кремля и Банковой, который уничтожал доверие и возможность создания какого-либо союза. Негативное отношение украинских демократов к стремлениям Б. Ельцина построить «новую империю» и вообще к московским событиям, а также попытки руководства КПУ самосохраниться, вывело их на один путь, который и привел 24 августа 1991 года к принятию Верховной Радой Декларации о независимости. Л. Кравчук в своем выступлении обращает внимание парламента на «преувеличение заслуг одной особы (Б. Ельцина) и одного народа (россиян). Оно приобрело конкретные формы – в том, что все государственные структуры должны состоять только из россиян и что кадры также должны быть только российскими. Был сформирован комитет, который возглавил Силаев и другие представители России. ... Как председатель Верховной Рады Украины я сомневаюсь, сможет ли этот комитет, составленный из представителей одной республики, защищать интересы других республик» («Сільські вісті», 4 сентября 1991 г., стр. 1). Имперскость мышления Б. Ельцина подтверждена его действиями после ГКЧП. Заслуга Л. Кравчука в событиях 24 августа в том, что он не преграждал пути демократизации Украины. В эти дни решалось, каким путем пойдет Украина. Сделанное еще в июле 1991 года заявление Л. Кравчука, что: «Украина согласилась войти в обновленный союз «независимой и суверенной», четко показывает, какой курс развития государства он видел. События тех дней указывают на то, что конечное решение Киева определилось именно позицией украинских демократов и амбициозными действиями Б. Ельцина и его окружения. Если бы в Москве смогли сохранить чувство меры и уважения к Украине и пригласили бы в состав правительственных структур «обновленного союза», то с очень высокой вероятностью там бы мы и оставались до сегдняшнего дня. 26 августа 1991 года был запущен «рабочий план», и свое первое официальное заявление с открытой угрозой относительно границ делает пресс-секретарь Б. Ельцина П. Вощанов. Он объясняет, что заявление касается главным образом Крыма, Донбасса и Северного Казахстана, которые имеют значительный слой россиян. «Если эти республики войдут в состав союза с Россией, то проблемы нет. Но если они выходят, мы должны побеспокоиться о населении, которое живет там, и не забывать, что эти земли были освоены россиянами. Россия вряд ли согласится отдать их так легко» («Рейтер», 27 августа 1991 г.). 27 вгуста Б. Ельцин подтверждает свою позицию относительно границ («Радио Киев», 19:00 по Гринвичу, 27 августа 1991 г.; «ТАСС», 27 и 29 августа 1991 г.). Все «новые демократы» Собчак, Попов, Руцкой поддерживая Б. Ельцина, сошлись в одном: в Украине сложилось «чрезвычайное положение», поэтому, используя территориальные претензии, следует не допускать никакого отделения – «не пущать». ТАСС 27 августа 1991 года распространило заявление, из которого ясно, что в Кремле видение «чрезвычайной ситуации» в Украине расширялось. Кроме «намерения коммунистического большинства украинского парламента отделением от России с целью самосохранения», начала разворачиваться ситуация с ядерным оружием. Как видим, угроза создания неоимперских структур под другими названиями снова проростала из глубокого корня шовинистического менталитета российских элит. «Попытка украинского возрождения, как и 72 года назад, вызвала надменное отторжение у определенных заново «демократизированных» лидеров России – победителей красных путчистов. Еще раз иллюзия мессианизма, еще раз синдром «большого брата», имперские принуждения соседей». 29.8.1991 г. для предотвращения отхода Украины от союза в Киев прибывают делегации во главе с А. Собчаком и А. Руцким, которых встретила многотысячная демонстрация. Стратегических целей «парламентский десант» из Москвы не достиг, но весомые завоевания они получили. Было подписано «Общее межпарламентское комюнике», в котором предусматривались общие усилия для предотвращения «неконтролируемого распада Союза». Была признана необходимость во временных межгосударственных структурах на переходный период с участием «субъектов бывшего СССР». Всем республикам предложили подготовиться к подписанию экономического договора, реформирования советских вооруженных сил, создания системы коллективной безопасности и призвали их «не прибегать к односторонним решениям, которые касаются стратегических сил». Документом подтверждены статьи договора 1990 года о территориальной целостности обеих стран и права их граждан. Так в России держат слово: 27 августа в выступлении Б. Ельцина выдвинуты территориальные претензии, которые переросли в постоянную проблему в украинско-российских отношениях; 29 августа подписано «комюнике», которым Россия подтвкрждает территориальную целостность Украины. На вопрос: «Когда же они говорят правду?», ответ один – никогда! ПЕРЕЙТИ НА СТОРІНКУ МАТЕРІАЛУ
|