КЛЕЙМЕНИЕ ПРЕСТУПНИКОВ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ .
Хотя клеймение почему - то считается одной из древнейших традиций , восходящей еще к тотемному поклонению ( как и нанесение татуировок ) , на Руси людей клеймить стали лишь с 1270 года . Тогда в Новгороде было постановлено ворам , пойманным на краже более полугривны , ставить клеймо на щеку . В целом это было очень непопулярное на Руси наказание . Ни в Судебниках , ни в Уложении ( Своде законов ) Государя Алексея Михайловича о клеймении не говорится ни слова . Очевидно , что это наказание противоречило русской национальной традиции и вплоть до времен Петра Первого практически применялось очень редко и всякий раз в виде исключения . Так , по решению суда в 1637 г. словом “ВОРЪ” заклеймили фальшивомонетчиков , осужденных по следствию на Московском монетном дворе . В 1662 г. литерой “Б” ( что означало “бунтовщик” ) были клеймены участники беспорядков в столице ( т. н. денежного бунта ) . Петру Первому очень понравилось виденное им в Европе клеймение . В своих законодательных постановлениях Император широко обращался к этой каре , совершенно точно указав те категории преступников , которые подлежали ей . С 1703 г. клеймить ( “пятнать” ) начали всех воров , не совершивших убийства . С 1746 г. клеймить стали всех преступников , дабы облегчить их опознание в случае побега . Следует сказать , что клеймение не было самостоятельным наказанием ; оно всегда применялось вкупе с сечением , ссылкой и т. п. Первое время при Петре преступников клеймили тавром с изображением двуглавого орла ( это называлось “орлить” ) . С 1705 г. в качестве клейма стала использоваться литера “В” ( означала “воръ” ) , с 1746 г. - слово “B.O.P.Ъ” , а с 1754 г. стали накладывать на лоб литеру “В” , а по щекам - “О” и “Р” . При Екатерине Второй клеймение становится уже для каждого преступника особым ; кроме того , в это же время оно стало рассматриваться как вполне самостоятельное наказание . За одни и те же преступления могли заклеймить по - разному : так , в 1762 г. фальшивомонетчик Сергей Пушкин получил на лоб литеру “B” ( вор ) , а в 1794 г. майор Фейнберг и барон Гумпрехт за аналогичное преступление - следующую совсем уж диковинную аббревиатуру : «В. С. Ф. А.» ( что расшифровывалось как “вор и сочинитель фальшивых ассигнаций” ) . Убийцы стали получать на правую руку литеру “У” ( убийца ) , причем клеймились как мужчины , так и женщины . А в 1782 г. регистратор Шацкий за должностной подлог получил на правую руку литеру “Л” ( лжец ) . Вначале для клеймения использовали “горячее тавро” , и эта процедура напоминала клеймение скота : на жаровне докрасна раскалялась печать ( тавро ) и палач с силой ударял ею по лицу осужденного . С начала 18 столетия клеймение раскаленным тавро прекратилось . Вместо этого стали использовать пластины с иглами : палач накладывал их на те участки тела , которые следовало заклеймить , после чего ударял по ним кулаком или молотком . Получившиеся глубокие раны немедленно натирались черным порохом ; порошинки , попадая глубоко под кожу , оставались там уже навсегда , придавая клейму бурый цвет . Такое клеймо невозможно было удалить или обесцветить . В начале 19 - го столетия от использования черного пороха для этих целей отказались и перешли на высушенную смесь охры и чернил . В 1824 г. адмирал Мордвинов поставил в Государственном Совете вопрос о прекращении клеймения преступников и порке их кнутом . В своей замечательной речи , явившейся , безусловно , выдающимся образчиком высокой русской словесности , адмирал образно и волнующе охарактеризовал порочность традиции клеймить лицо преступника : “Лицо человека Всевышний Творец ожитворил чувствами души и знамением ума . Поэтому не должно лицу быть местом поругания !” . После обсуждения доклада адмирала Мордвинова Государственный Совет постановил отменить клеймение преступников и их наказание кнутом . За это предложение проголосовали 13 членов Гос. Совета , против - 4 , воздержался - 1 . Это решение уничтожило один из самых бесчеловечных и оскорбляющих обрядов ; позорящая человеческое достоинство традиция бесповоротно исчезла , став достоянием нашей истории .
|