15. Из рук раба или рабыни тамкар2 или корчемница не должны принимать серебра, шерсти, кунжутного масла и прочего. 16. Сыну человека3 не выделенному и рабу нельзя давать взаймы. 33. Если кто-либо соблазнит рабыню, а сына ее от- даст дочери свободного человека, и когда он вырастет, его увидит господин его, то он может забрать его, и его должны ему привести. 40. Если человек купит раба, рабыню, вола или лю- бую другую покупку, а продавца не сможет установить, то именно он - вор. 49. Если человек будет схвачен при краденом рабе или краденой рабыне, то он должен пригнать раба за ра- ба, рабыню за рабыню. 50. Если наместник службы реки или какое-либо должностное лицо захватит сбежавшего раба, сбежавшую рабыню, сбежавшего вола или сбежавшего осла, принадле- жащих дворцу или ыушкенуму, и не приведет их в Эшнунну, а задержит в собственном доме, если он дал пройти семи дням и одному месяцу, то дворец потребует у него покражу в су- дебном порядке. 51. Раб или рабыня из Эшнунны, на которых наложены каннум, машканум и аббутум4, не могут выходить за воро- та Эшнунны без ведома своего господина. 52. На раба или рабыню, охраняемых при гонце и во- шедших в ворота Эшнунны, должны быть наложены каннум, машканум и аббутум, и он должен охраняться для своего господина. 1 Законы Эшнунны - маленького государства, располо- женного недалеко от Вавилона, -датируются XX в. до н. э. Они старше приводимых ниже законов Хаммурапи и явля- ются" одним из древнейших, среди известных историкам, памятников законодательства. Приводимые извлечения говорят о положении рабов. Ну- мерация статей условная. 2 Тамкар - богатый торговец или ростовщик, находив- шийся в то же время на службе царя. 3 "Человек" или "сын человека" (иначе авилум) -поед- ставитель полноправного населения. ("Вестник древней истории", 1952, N 3)
|