"Законы Ману" ГЛАВА I 31. А ради процветания миров он36 создал из своих уст, рук, бедер и ступней соответственно брахмана, кшатрия, вайшия и шудру. 88. Обучение, изучение Веды37, жертвоприношение для себя и жертвоприношение для других, раздачу и получение милостыни он установил для брахманов. 89. Охрану подданных, раздачу милостыни, жертвопри- ношение, изучение Веды и неприверженность к мирским утехам он указал для кшатрия. 90. Пастьбу скота и также раздачу милостыни, жерт- воприношение, изучение Веды, торговлю, ростовщичество н земледелие - для вайшия. 91. Но только одно занятие Владыка38 указал для шуд- ры - служение этим варнам со смирением. 96. Из живых существ наилучшими считаются одушевлен- ные, между одушевленными - разумные, между разумными - люди, между людьми- брахманы... 34 Имеется в виду Вавилон. 35 "Законами Маиу" именуют сборник древнеиндийских нравственных и правовых предписаний, исполнение которых считалось в соответствии с господствующей системой взглядов и религией добродетелью. Временем составления "Законов Мэну" считают I в. до н. э. Приводимые отрывки характеризуют кастовую организацию и государственный строй. 36 Имеется в виду Ману - легендарный составитель за- конов. 37 Веда-древнейший памятник религиозной литературы. 38 Ману. 98. Само рождение брахмана - вечное воплощение дхар- мы39, ибо он рожден для дхармы и предназначен для отож- дествления с Брахмой40. 100. Все, что существует в мире, это собственность брахмана; вследствие превосходства рождения именно брахман имеет право на все это41. 101. Брахман ест только свое, носит - свое и дает - свое; ведь другие люди существуют по милости брахмана. Гл ава III 13. Для шудры предписана жена шудрянка, для вай-шия - шудрянка и своей варны, для кшатрия - те обе и своей варны, для брахмана - те три, а также своей варны. 15, Дваждырожденные42, берущие по глупости в жены низкорожденных женщин, быстро низводят семьи и потомков к положению шудры. Глава VII 8. Даже если царь - ребенок, он не должен быть пре- зираем думающими, что он только человек, так как он - великое божество с телом человека. 54. Надо назначить семь или восемь сановников, нас- ледственных, знатоков шастр43, храбрых, опытных в воен- ном деле, родовитых, испытанных. 56. Вместе с ними следует постоянно обдумывать обыч- ные дела, мир, войну..., взимание налогов, охрану стра- ны и обеспечение приобретенного. 57. Узнав мнение каждого из них - в отдельности или совместно, - следует самому выбирать при исполнении дел полезное для себя. 65. Армия зависит от военачальника, контроль над подданными - от армии, сокровищница и страна - от царя, мир и его противоположность - от посла. 96. Кто лично захватывает колесницу, лошадь, слона, зонтик, деньги, зерно, скот, женщин, всякое прочее доб- ро и недрагоценный металл, - это его. 97. Пусть воины отдадут лучшую долю царю: так сказа- но в Веде; не захваченное в отдельности должно быть ца- рем распределено между всеми воинами. 39 Достоинства, добродетели. 40 Богом-творцом. 41 Не следует понимать буквально: как провозглашение нрава собственности брахмана на любое имущество. 42 Брахмана, кшатрии и вайшия. "Вторым рождением" признавался обряд посвящения. 43 Шастра - трактат, сборник предписаний. 114. Подчинение страны следует обеспечивать, поместив 01 ряд воинов посреди двух деревень, трех, пяти, а так- же сотен деревень. 115. Следует назначить старосту для каждой деревни, управителя десяти деревень, управителя двадцати и ста, а также управителя тысячи. 116. Деревенский староста пусть сам сообщает должным образом о преступлениях, совершенных в деревне, управи- телю десятью деревнями, управитель десятью - управителю двадцатью; 117. Управитель двадцатью пусть все это сообщает уп- равителю сотни, а управитель сотни деревень - лично уп- равителю тысячи. 118. Что должно быть даваемо царю жителями деревни ежедневно - пища, питье, топливо и т. д., - то пусть собирает деревенский староста. 120. За их действиями в деревнях, а также за частны- ми делами пусть наблюдает особый сановник царя - верный и неутомимый. 121. В каждом городе надо назначить одного, думающе- го обо всех делах, высокого по положению, грозного на вид, подобного планете среди звезд. 122. ПУСТЬ он всегда посещает всех тех служащих сам; поведение их в сельских местпостях пусть проверяет должным образом посредством соглядатаев. 133. Царь, даже погибая, пусть не взимает налог с знатока Веды... 137. Пусть царь ежегодно заставляет простой народ, живущий в стране самостоятельным промыслом, платить нечто, называемое налогом. 138. Царь может заставить исполнять работу один день каждый месяц ремесленников всех специальностей и шудр, живущих своим трудом. Глава VIII 1. ...Царь, желая рассмотреть судебные дела, пусть является подготовленным в суд вместе с брахманами и опытными советниками. 9. Но если царь не делает разбора дел лично, тогда следует назначить ученого брахмана для их разбора. 63. В судебных делах должны допускаться свидетели, достойные доверия, из всех варн, знающие всю дхарму, чуждые жадности... 68. Пусть дают свидетельские показания относительно женщин - женщины, относительно дваждырожденных - такие же дваждырожденные, честные шудры - относительно шудр, относительно низкорожденных - низкорожденные. 69. Но очевидец, кто бы он ни был, может давать свиде- тельские показания относительно тяжущихся (при событии) во внутреннем покое, в лесу, а также при опасности для жизни. 73. При разногласиях (в показаниях) свидетелей царю следует предпочесть (мнение) большинства, при равенстве - наделенных выдающимися качествами, при разногласии между отличными - брахманов. 114. Или следует заставить (обвиняемого) взять огонь, погрузиться в воду или же прикоснуться к головам жены и сыновей в отдельности44. 115. Тот, кого пылающий огонь не обжигает, кого вода не заставляет подняться вверх и (с кем) вскоре не слу- чается несчастья, должен считаться чистым в клятве. ("Законы Ману", М., I960, стр. 23. 28. 29, 54, 85-86, 127, 131, 132, 135. 138. 147)
|