Поскольку неравенство между бедными и богатыми дош- ло, тогда, так сказать, до высшей точки, государство находилось в чрезвычайно опасном положении. Весь прос- той народ был в долгу у богатых: одни обрабатывали зем- лю, платя богатым шестую часть урожая,... другие брали у богатых в долг деньги под залог тела; их заимодавцы имели право обратить в рабство, при этом одни остава- лись рабами на родине, других продавали на чужбину. Многие вынуждены были продавать даже собственных детей (никакой закон не воспрещал этого) и бежать из отечест- ва из-за жестокости заимодавцев. Но огромное большинс- тво, и к тому же люди большой физической силы, собира- лись и уговаривали друг друга не оставаться равнодушны- ми зрителями, а выбрать себе одного вожака, надежного человека и освободить должников, пропустивших срок уп- латы, а землю переделить и совершенно изменить госу- дарственный строй. Тогда наиболее рассудительные люди в Афинах, видя, что Солон, - пожалуй, единственный человек, за которым нет никакой вины, который не является сообщником бога- тых в их преступлениях и в то же время не угнетен нуж- дою, как бедные, стали просить его взять в свои руки государственные 5. Сисситий - общие трапезы. 6. Имеется в виду Ли- кург. дела и положить конец раздорам. Впрочем, Фаний Лесбосс- кий7 рассказывает, что сам Солон для спасения отечества прибегнул к обману обеих сторон: неимущим он по секрету обещал раздел земли, а людям богатым - обеспечение дол- говых обязательств. ...Его выбрали архонтом, а вместе с тем посредником и законодателем. Все приняли его с удовольствием: бога- тые - как человека зажиточного, а бедные - как честно- го... Первым актом его государственной деятельности был закон, в силу которого существовавшие долги были проще- ны и на будущее время запрещалось давать деньги в долг "под залог тела"... Солон не угодил ни той, ни другой стороне. Богатых он озлобил уничтожением долговых обязательств, а бедных - еще больше - тем, что не произвел передела земли, на который они надеялись... ...Желая оставить все высшие должности за богатыми, как было и прежде, а к прочим должностям, в исполнении которых простой народ раньше не участвовал, допустить и его, Солон ввел оценку имущества граждан. Так, тех, кто производил в совокупности пятьсот мер продуктов, как сухих, так и жидких, он поставил первыми и назвал их "пентакосио-медимнами"8, вторыми поставил тех, кто мог содержать лошадь или производить триста мер; этих назы- вали "принадлежащими к всадникам"; "зевгитами"9 были названы люди третьего ценза, у которых было двести мер тех и других продуктов, вместе взятых. Все остальные назывались "фетами"; им он не позволил исполнять никакой должности; они участвовали в управлении лишь тем, что могли присутс- твовать в народном собрании и быть судьями10. Последнее казалось вначале ничего не значащим правом, но впос- ледствии стало в высшей степени важным, потому что большая часть важных дел попадала к судьям. Далее, на приговоры по тем делам, решение которых Солон предоста- вил должностным лицам, он позволил также апеллировать в суд. Солон составил совет Ареопага из ежегодно сменяющих- ся архонтов: он и сам был членом его как бывший архонт. Но, видя в народе дерзкие замыслы и заносчивость, по- рожденные уничтожением долгов, он учредил второй совет, выбрав в него по сто человек от каждой из четырех фил. Им он поручил предварительно, раньше народа, обсуждать дела и не допускать внесения ни одного дела в народное со- 7 Фаний Лесбосский - писатель IV-III вв. до н. э. 8 Пентакосиомедимны - пятисотмерники. 9 Зевгит-владеющий упряжкой (волов, лошадей, мулов). 10 Речь идет о гелиэе, суде присяжных. брание без предварительного обсуждения. А "верхнему со- вету" " он предоставил надзор за всем и охрану зако- нов... [Плутарх; Сравнительные жизнеописания, т. I, М., 1961. "Солон", стр. 110-115]
|