П'ятниця, 19.04.2024, 19:21
Історія та гуманітарні дисципліни
Головна | Реєстрація | Вхід Вітаю Вас Гість | RSS
Меню сайту



QBN.com.ua
Головна » Статті » Історія д і п зарубіжних країн » Стародавня доба

Салическая правда_2 (док.)
XLIX.О свидетелях

1. Если кто будет вынужден представить свидетелей
и они, может случиться, не пожелают явиться на судебное
заседание, имеющий в них надобность должен удовлетво-
рить их и должен при свидетелях пригласить их на судеб-
ное заседание. чтобы они под клятвою показали то, что
им известно.
2. Если они не захотят прийти и если их не задер-
жит законное препятствие, каждый из них присуждается к
уплате 600 ден., что составляет 15 сол.
3. Если же призванные к свидетельству, явившись (на
судебное заседание), не захотят показать под клятвою
того, что знают, они будут поставлены вне закона, и
(сверх того) каждый из них присуждается к уплате 600
ден., что составляет 16 сол.

LIII. О выкупе руки от котелка

1. Если кто будет вызван к испытанию посредством
котелка с кипящею водою, то стороны могут прийти к сог-
лашению, чтобы присужденный выкупил свою руку и обязал-
ся представить соприсяжников. Если проступок окажется
таким, за какой, в случае улики, виновный по закону
должен уплатить 600 ден., что составляет 15 сол., он
может выкупить свою руку за 120 ден., что составляет 3
сол.
3. Если же шроступок будет такой, за который а
случае улики виновный мог бы быть присужден к уплате 35
сол., и если стороны согласятся, чтобы он выкупил свою
руку, пусть он выкупит ее за 240 ден., что составляет 6
сол.

LIV. Об убийстве графа

1. Если кто лишит жизни графа, присуждается к уп-
лате 24000 дан., что составляет 600 сол.

LV. Об ограблении трупов

1. Если кто воровским образом ограбит тело убитого
человека, прежде чем оно будет предано земле, присужда-
ется к уплате 2500 ден., что составляет 63 сол.

LVI. О неявке на суд

1. Если кто пренебрежет явкою на суд или замедлит
исполнением того, что ему определено рахимбургамн8, и
не пожелает войти в сделку ни путем композиции, ни пу-
тем очищения водой10, ни каким-либо другим законным
способом, тогда истец должен вызвать его на суд пред
лицом самого короля. И там будут 12 свидетелей, из ко-
торых пусть первые три поклянутся, что они были там,
где рахинбург присудил, чтобы он шел на испытание водой
или дал обязательство в уплате (композиции, и что он
пренебрег (постановлением рахинбургов). А затем другие
три должны поклясться, что после состоявшегося поста-
новления рахинбургов о том, чтобы он


8 Рахинбурги - судьи.
9 Композиция - возмещение, выплачиваемое за нанесен-
ный ущерб пострадавшему или его семье.
10 Очищение водой - вид ордалия ("божьего суда").

очистился или испытанием водою, или уплатой композиции,
они присутствовали при вторичном предложении ему явить-
ся на суд в течение 40 суток, считая с того дня, и он
никаким образом не пожелал удовлетворить требование за-
кона. Тогда истец должен вызвать его пред лицо короля,
именно, в течение 14 суток, и три свидетеля должны пок-
лясться, что они были там в то время, когда он вызвал
его на суд и назначил ему определенный срок. Если и
тогда он не явится, пусть эти 9 свидетелей под прися-
гой, как мы выше говорили, дадут свои показания. Равным
образом, если он не явится в тот день, пусть (истец)
назначит ему определенный срок, имея трех свидетелей
при назначении срока. Бели истец исполнил все это, а
ответчик ли я один из назначенных сроков не пожелал
явиться, тогда пусть король, к которому он призван на
суд, объявит его вне своего покровительства. Тогда и
сам виновный и .вое его имущество делается собствен-
ностью истца. И если до тех пор, лака он не уплатит
всего, что с него взыскивается, кто-нибудь даст ему
хлеба или окажет гостеприимство, будь то даже собствен-
ная его жена, присуждается к уплате 600 ден., что сос-
тавляет 16 сол.

LVII. О рахинбургах

1. Если какие-либо из рахинбургов, заседая в су-
дебном собрании и разбирая тяжбу между двумя лицами,
откажутся сказать закон, следует, чтобы истец заявил
им: "Здесь я призываю вас постановить решение согласно
Салическому закону". Если они (снова) откажутся сказать
закон, семеро из этих рахинбургов до захода солнца при-
суждаются к уплате 120 ден., что составляет 3 сол.
3. Если же рахинбурги те будут судить не по зако-
ну, тот, против этого они вынесут решение, пусть предъ-
явит к ним иск, и если будет в состоянии доказать, что
они судили не по закону, каждый из них присуждается к
уплате 600 ден., что составляет 15 сол.

LVIIII. О горсти земли

1. Если кто лишит жизни человека и, отдавши все
имущество, не будет в состоянии уплатить следуемое по
закону, он должен представить 12 соприсяжников (которые
поклянутся в там), что ни на земле, ни под землей, он
не имеет имущества более того, что уже отдал. И потом
он должен войти в свой дом, собрать в горсть из четырех
углов земли, стать на пороге, обратившись лицом внутрь
дома, и эту землю левой рукой бросать через свои плечи
на того, кого он считает ОБОИМ ближайшим родственником.
Если, отец и братья уже платили, тогда он должен той же
землей бросать на
своих, т. е. на троих ближайших родственников по матери
и по отцу. Потом в одной рубашке, без пояса, без обуви,
с колом в руке он должен прыгнуть через плетень, и эти
три (родственника по матери) должны уплатить половину
того, сколько не хватает для уплаты следуемой по закону
виры. То же должны проделать и при остальные, которые
приходятся родственниками по отцу. Если же кто из них
окажется слишком бедным, чтобы заплатить падающую на
него долю, он должен B свою очередь бросить горсть зем-
ли на кого-нибудь из более зажиточных, чтобы он уплатил
асе по закону. Вели же и этот не будет иметь чем запла-
тить асе, тогда взявший на поруки убийцу должен предс-
тавить его B судебное заседание и так потом в течение
четырех заседаний должен брать его на поруки. Если же
никто не поручится в уплате виры, т. е. в возмещении
того, что он не заплатил, тогда он должен уплатить (ви-
ру своею жизнью.

LIX. Об аллодах

1. Если кто умрет и не оставит сыновей и если мать
переживет его, пусть она иступит в наследство.
2. Если не окажется матери и если он оставит брата
или сестру, пусть вступят ,в наследство.
3. В том случае, если их не будет, сестра матери
пусть вступит в наследство.
Приб. 1-е. Если не будет сестры матери, пусть сестры
отца вступят в наследство.
4. И если затем окажется кто-нибудь более близкий
из этих поколений, он пусть вступит во владение нас-
ледством.
5. Земельное же наследство ни в каком случае не
должно доставаться женщине, но вся земля пусть поступа-
ет мужскому полу, т. е. братьям.

LX. О желающем отказаться от родства

1. Он должен явиться в судебное заседание перед
лицо тунгина и там сломать над своей головою три ветки
мерою в локоть. И он должен в судебном заседании разб-
росать их в 4 стороны и сказать там, что он отказывает-
ся от соприсяжничества, от наследства и от всяких сче-
тов с ними. И если потом кто-нибудь из его родственни-
ков или будет убит, или умрет, ом совершенно не должен
участвовать в наследстве, или в уплате виры, а наследс-
тво его самого должно поступить в казну.

LXII. О вире за убийство

1. Если будет лишен жизни чей-нибудь отец, полови-
ну виры пусть возьмут его сыновья, а другую половину
пусть разделят между собою ближайшие родственники как
со стороны отца, так и со стороны матери.
2. Если ни с одной стороны, ни со стороны отца, ни со
стороны матери не окажется никакого родственника, эта
часть пусть отбирается в пользу казны.


["Хрестоматия памятников феодального государства и
права стран Европы", М; 1961, стр. 8-25]


II. РАЗВИТИЕ ФЕОДАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИИ

А) ИММУНИТЕТНЫЕ ГРАМОТЫ

Из грамоты короля Дагоберта I
Ресбахскому монастырю(635 г.)

Соблаговолили мы добавить и такое постановление,
чтобы никакая государственная судебная власть, ни нас-
тоящая, ни последующая, не смела входить на земли мо-
настыря, право владения которыми когда-либо проистекало
(для него) или от нашей щедрости, или от пожалований...
каких-либо других людей, для слушания судебных дел или
взыскания чего-либо; но самый этот монастырь и его
братья должны по полному праву иммунитета распоряжаться
всеми уступленными в их пользу судебными штрафами, и
все (сборы), какие казна могла бы рассчитывать получить
с людей монастыря, как свободных, так и несвободных,
или с людей, проживающих на монастырских землях, или из
какого-нибудь иного источника, по нашей милости должны
целиком идти на лампады этой святой обители и на содер-
жание слуг божьих.


["Социальная история Средневековья", т. I, М.-Л.,
1927, стр. 194-195]


Грамота Карла Великого Трирской церкви (772 г.)

Епископ Веомад представил нам указы королей, в кото-
рых, как мы осведомились, значилось, что никто из госу-
дарственных должностных лиц не смеет входить в церков-
ные поместья и в церкви, построенные внутри города, а
также в монастыри, в деревни и крепости, принадлежащие
церкви, и причинять там (какой-либо) ущерб, никто из
них не должен вызывать церковных людей на судебные соб-
рания и не смеет каким-либо злым умыслом осуждать их, а
также требовать с них уплаты судебных штрафов и пошлин
и доставления каких-либо кормов, но должностные лица
церкви должны для каждого из упомянутых церковных людей
производить правильный выбор дела и вместе с этим полу-
чить в пользу их удовлетворение от других людей на сво-
их частных судеб-
ных заседаниях и в тех случаях, когда эти должностные
лица или другие люди будут принимать поручительства,
судебные штрафы должны итти этой святой обители святых,
покровительствуемой Христом....


["Социальная история Средневековья", т. I, M.-Л.,
1927, стр. 196-197]


Грамота Карла Великого мецской церкви (775 г.)

...ЕПИСКОП мецсиий Ангильрамн представил нам указы
прежних королей,.. в которых значилось, что никто из
государственных должностных лиц не смеет входить в по-
местья мецской церкви и нашего особенного патрона Сте-
фана, а также в церкви, построенные внутри самого горо-
да или в черте прихода, как и с монастыри, деревни и
крепости, принадлежащие к мецской церкви, и причинять
там какой-либо ущерб, и никто из тих не должен вызывать
людей церкви на судебные собрания или каким-либо злым
умыслом осуждать их, ни взимать судебных штрафов и пош-
лин, а также "брать с них какие-либо кормы...
...Угодно нам было признать необходимым прибавить и
такое предписание, что если церковные люди свободного
звания, проживающие на церковных землях, окажутся ка-
ким-либо образом небрежными в несении военной службы,
когда нашим приказом объявляется военный поход, или
сторожевой службы, или повинности постройки мостов, в
этих случаях они должны держать ответ перед нашими
должностными лицами и ни (перед кем) больше и меньше
того; в осталыном же они, ради умножения нашей (небес-
ной) мзды, должны состоять под (церковным) иммунитетом,
чтобы приумножать достатки церкви.


["Социальная История Средневековья", т. I M.-Л.,
1927, стр. 198-200]


Королевское пожалование

Да ведает величие... ваше, что мы... пожаловали
славному мужу такому-то поместье такое-то, со всеми до-
ходами и землями, полностью, как оно состояло и состоит
во владении такого-то или нашего фиска. Посему настоя-
щею властью нашею определяем и приказываем держать не-
рушимым навеки, чтобы вышеназванный муж такой-то озна-
ченное поместье такое-то, как мы сказали, во всей его
целости с землями, домами, строениями, колонами, раба-
ми, виноградниками, лесами, полями, лугами, пастбищами,
водами и водными течениями,
мельницами, угодьями и принадлежностями... имел пожало-
ванным навеки, как полный иммунист, с запрещением слу-
жащим (нашим) всякого въезда для взыскания по каким бы
то ни было делам судебных штрафов. И пусть владеет им,
как собственностью, не дожидаясь акта передачи судьями,
и потомкам своим, с помощью божиею, от щедрот наших,
или кому захочет, во владение оставляет и делает с ним,
по нашему соизволению, все что угодно.


[Н. Грацианский, Западная Европа в средние века,
M.-Л" 1925. стр. 40]


Б) УСТАНОВЛЕНИЕ ФЕОДАЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ

О человеке, который коммендируется
под власть другого

Славному господину такому-то, я, такой-то. Всем
должно быть известно, насколько мало я имею средств,
чтобы питать и одевать себя, поэтому я обратился с
просьбой к вашему благочестию, и вам угодно было ре-
шить, чтобы я передал себя и коммендировался под ваше
покровительство; я так это и сделал на том условии, что
вы должны мне оказывать помощь как в пище, так и в
одежде, сообразно с тем, как я смогу вам служить и зас-
лужить (это), я же пожизненно должен буду служить вам
на положении свободного человека и воздавать вам послу-
шание и не буду иметь права уходить при своей жизни
из-под вашей власти и покровительства, но буду должен
пребывать в течение всех дней своей жизни под вашей
властью и защитой. При этом состоялся (между нами) уго-
вор, что если один из нас пожелает отказаться от этого
соглашения, то должен будет уплатить другой стороне
столько-то солидов, а само соглашение должно оставаться
в силе. Состоялся и (другой) уговор, что (стороны)
должны написать друг для друга и скрепить два одинако-
вого содержания документа, что они так и сделали.


["Социальная история Средневековья", M.-Л; 1927.
стр. 191]


Прекарная грамота

Сладчайшей женщине такой-то, я-аббатиса такая-то.
Так как известно, что ты собственность свою в округе
таком-то, в селении таком-то недавно за монастырем св.
Марии утвердила и за это просила у нас и у названного
монастыря дачи прекария, то вот этою грамотою за тобою
утвердили, чтобы, пока ты жива, владела бы и держала бы
в пользовании эту землю, но не имела бы права каким бы
то ни было образом отчуждать ее, а если бы решилась это
сделать, землю бы тотчас же потеряла. И чтоб эта грамо-
та была крепче, руку нашу к ней приложили...


[Н. Грацианский, Западная Европа в средние века,
М.-Л., .1925, стр. 34]


Обязательство

Господину брату такому-то такой-то. В великой моей
нужде не отказал ты в просьбе вручить мне взаймы день-
ги, столько-то солидов. А я просил заключить я утвер-
дить за это для тебя обязательство в том смысле, чтобы
мне в течение стольких-то лет по стольку-то дней в не-
делю работать на тебя, когда ты прикажешь и когда будет
надобность. Если я этого не выполню, или окажусь неб-
режным и ленивым, или если до срока осмелюсь изменить
свое состояние, я обещаюсь, что в силу этого обязатель-
ства, где бы ты меня ми нашел, без всякого вмешательст-
ва суда я должен дать тебе двойное удовлетворение;,
когда же истечет положенный срок, и я возвращу долг,
мое обязательство ты вручишь мне обратно.


[Н. Грацианский, Западная Европа в средние века,
М.-Л., 1925, стр. 53-54]


Кабальная грамота

Господину брату моему такому-то. Всем ведомо, что
крайняя бедность и тяжкие заботы меня постигли, и сов-
сем не имею, чем жить и одеваться. Поэтому, по просьбе
моей, ты не отказал в величайшей моей бедности вручить
мне из своих денег столько-то солидов; а мне совсем не-
чем выплатить эти солиды. И вот я просил совершить и
утвердить закабаление тобой моей свободной личности,
чтобы отныне вы имели полную свободу делать со мной
все, что вы полномочны делать со своими прирожденными
рабами, именно: продавать, выменивать, подвергать нака-
занию. Если же (чего, я уверен, не будет) я или кто-ли-
бо из наследников моих, или кто-либо другой решится ос-
паривать это закабаление, пусть внесет тебе и казне
штраф во столько-то унций золота;
настоящая же кабала пусть останется неизменной.


["Хрестоматия памятников феодального государства и
права стран Европы", М., 1961, стр. 50-51]


ФРАНЦИЯ

1. КРЕСТЬЯНЕ И ФЕОДАЛЫ


Бомануар 1, "Обычаи Бовэзи"
(Положение французских крестьян)

467. Мы называем вилланским держанием та-
кое, которое держат от сеньера за чинш, ренту или шам-
пар2, ибо с держания феодального... ни одного из этик
платежей нести не должно.
1434. Известно, что состоя-
ние личной крепостной зависимости... передается через
матерей, ибо всякое дитя, рожденное крепостною,.. счи-
тается крепостным, хотя бы отец его был человек свобод-
ный. Даже если отцом будет рыцарь,.. женившийся на кре-
постной,.. все дети, которых она будет иметь от него,
наследуют ее крепостное состояние.
1436. Личная кре-
постная зависимость... создавалась многими путями.
Bo-nepвых, вследствие того, что в старину, когда вы-
зывали своих подданных на войну,.. тех, кои без уважи-
тельной причины оставались (дома), обращали навеки в
крепостных вместе с потомством... Во-вторых, вследс-
твие того, что, побуждаемые великим благочестием, мно-
гие отдавали и себя и потомков своих и существо свое
святым,.. облагая себя повинностями по своей (доброй)
воле. И повинности, с них поступавшие, управляющие
церковными имуществами заносили в списки,.. а потом
изо дня в день ухищрялись взимать с них больше и
больше... В конце концов то, что было сделано по доб-
рой воле и благочестию, обращалось во вред и в умале-
ние состояния... потомков. Третья причина, по которой
многие стали крепостными, это-продажа, когда кто-либо,
впавши в бедность, говорил своему сеньеру: "Вы мне да-
дите столько-то, а я сделаюсь вашим лично зависимым че-
ловеком"... А иной раз отдавали себя в крепостную зави-
симость для того, чтобы оградить себя от других сень-
еров или от вражды, некоторыми людьми к ним питаемой.
По всем этим причинам и завелась личная крепостная за-
висимость, ибо по естественному праву все свободны; но
эта естественная свобода испорчена вышеназванными
приобретениями... Есть и другие способы приобретения
(крепостных), ибо существуют земли, которые имеют
свойство делать людей недворянского рода, мужчин и жен-
щин, в случае, если они про-

Бомануар-французский
юрист, составивший в XIII в. запись обычаев, применяв-
шихся в области Бовэзи. В приведенном отрывке рассмат-
ривается поземельная и личная зависимость крестьян.
2 Речь идет о натуральных (шампар) и денежных (чинш, рен-
та) платежах за землю, предоставленную сеньором.


живут на них один год и один день, крепостными тех
сеньеров, под властью которых они проживают...
1452. ...Есть много состояний личной крепостной зависи-
мости... Ибо одни из крепостных так подчинены своим
сеньорам, что эти сеньеры могут распоряжаться всем
их имуществом, имеют над ними право жизни и смер-
ти, могут держать их в заключении по своей воле - за
вину или без тайны, и никому за них не ответствен-
ны, кроме как одному богу. С другими обращаются -более
человечно, ибо при их жизни сеньеры не могут ничего от
них требовать, если только они не провинятся, кроме их
чиншей, рент и повинностей, обычно платимых за их ире-
постное состояние... И лишь когда они умирают или же-
нятся на свободных женщинах, все их имущество - движи-
мое и недвижимое-(переходит к сеньерам. Ибо тот, кто
женится на свободной, должен платить [выкуп по усмот-
рению сеньера. И если крепостной умирает, нет у него
(наследника, кроме сеньера, и дети крепостного ничего
не получают, если не заплатят выкупа сеньору, как это
сделали бы люди посторонние. Эти последние повиннос-
ти... носят у крепостных Бовэзи название мертвой руки
и брачного выкупа.
1457. Наши обычаи более мягки...
по отношению к крепостным, нежели во многих других об-
ластях, ибо во многих других областях сеньоры могут
распоряжаться жизнью и смертью своих крепостных, когда
и как им угодно, а также принуждать их вечно жить на
своих землях. В Бовэзи же обращаются более человечно
ибо три условии платы своим сеньорам положенных обы-
чаем рент и подушного,.. они могут итти служить и жить
вне юрисдикции своих сеньеров, за исключением мест,
пребывание в которых может дать им свободу, как,
напр., в некоторых городах, всякий житель который сво-
боден в силу привилегии или обычая. Ибо как только кто
проведает, что его крепостной поселился в таком месте,
он должен получить его обратно, если заявит на него в
течение одного года и одного [дня притязание как на
своего крепостного... Множество крепостных, тайно
ушедших от своих сеньеров на жительство в такие места,
получили свободу.

[3. М. Черниловский, История фео-
дального государства и права, М., 1959, стр. 247-249}

Письмо Фульберта, епископа Шартрского,
к Гильому, герцогу Аквитании,
о взаимных обязательствах вассала
и сеньора (1020 г.)

....Кто клянется в верности своему
сеньору, неизменно должен помнить о следующих шести
(обязательствах): то есть не наносить вреда телу
сеньера; - не выдавать его тайн и
не вредить безопасности его укреплений;... - не нано-
сить вреда его праву суда и всему другому, что касается
его положения и прав; - не наносить ущерба его владени-
ям; и не мешать ему достигать тех выгод, коих он легко
может достигнуть, а также не делать для него невозмож-
ным то, что возможно. Если верный (вассал) остережется
от этого вреда, то того требует справедливость, и (еще)
не заслуживает он за это феода, ибо недостаточно воз-
держаться от зла, если не сотворить блага. Остается по-
сему, чтобы при соблюдении упомянутых шести (обязатель-
ств) давал совет и помощь своему сеньеру без обмана,
если хочет быть достойным награждения феодом, а также
неизменно соблюдать сорность, в которой клялся. И сень-
ер во всем этом (должен точно таким же образом посту-
пать в отношении к своему верному (вассалу). А если
этого не выполнит, по заслугам будет считаться веролом-
ным, как и тот (то есть, вассал) будет обманщиком и
клятвопреступником, если будет уличен B нарушении своих
обязательств действием или сговором...


[З. М. Черниловский, История феодального государства
и права. М.. 1959, стр. 247}


II. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФРАНЦУЗСКОГО АБСОЛЮТИЗМА

Нантский эдикт (1598 г.)

Генрих8, Милостью божиею король Франции и Наварры,
всем присутствующим и имеющим явиться привет. Этим веч-
ным и неотменимым эдиктом мы сказали, объявили и пове-
лели следующее...
VI. Чтобы не дать никакого повода к омутам и растрам
среди наших подданных, мы позволили и позволяем испове-
дующим так называемую реформированную религию жить и
обитать во всех городах и местах нашего королевства н
подчиненных нам областях без преследований, притеснений
и принуждений делать что-либо в деле религии противное
их совести; их не будут по этому поводу разыскивать в
домах я местах, где они пожелают жить.
IX. Мы разрешаем также всем придерживающимся назван-
ной религии продолжать исповедовать ее во всех городах
н подчиненных нам местах, где она была введена и нес-
колько раз публично отправлялась в 1596 и 1507 гг. до
конца августа, несмотря на все противоречащие этому
постановления и судебные решения.


8 Генрих IV (1553-1610) - французский король, восс-
тановивший единство страны после длительного периода
смут и религиозных войн между католиками и гугенотами.

XIII. Мы весьма определенно запрещаем всем придерживаю-
щимся названной религии проявлять ее в службе, уставе,
дисциплине или в народном образовании в нашем королевс-
тве и подчиненных нам областях, а также во всем, что
касается религии, за исключением мест, где дозволено и
пожаловано настоящим эдиктом...
XXI. Книги, касающиеся названной религии, могут пе-
чататься и публично продаваться только в пародах и мес-
тах, где допущено публичное отправление названной рели-
гии.
XXII. Повелеваем, чтобы не было никакого различия в
отношении названной религии при приеме учеников в уни-
верситеты, коллегии и школы, а больных и бедных в гос-
питали и учреждения общественного призрения.
XXV. Желаем и повелеваем, чтобы все исповедующие так
называемую реформированную религию и их сторонники, ка-
кого бы звания и положения они ни были, обязались и
принуждались всеми должными и разумными средствами, под
стражем наказаний, содержащихся в эдиктах по этому по-
воду, платить и выполнять десятины священникам и стро-
чим духовным и ясам, кому они принадлежат согласно обы-
чаю и кутюму местности.
XXVII. Чтобы тем лучше объединить желания наших под-
данных, согласно нашему намерению, и на будущее время
прекратить все жалобы, мы объявляем, что все, кто испо-
ведует или будет исповедовать так называемую реформиро-
ванную религию, имеют право занимать и исправлять осе
общественные должности - королевские, сеньориальные или
городские в нашем королевстве и подвластных нам провин-
циях, землях и сеньориях, несмотря на все противореча-
щие сему клятвы, и могут быть принимаемы и допускаемы к
нам без различия.
XXX. Чтобы правосудие отправлялось и оказывалось на-
шим подданным без всякого пристрастия, ненависти или
благоволения, ибо оно является одним из важнейших
средств для поддержания мира и согласия, Мы повелели,..
чтобы в нашем парижском парламенте была учреждена пала-
та, составленная из президента и 16 советников парла-
мента, которая будет называться палатой эдикта и будет
ведать не только дела и процессы исповедующих так назы-
ваемую реформированную религию, которые будут в ведомс-
тве этого парламента, но и в ведомстве наших парламен-
тов Нормандии и Бретани, согласно юрисдикции, .которая
присваивается ему настоящим эдиктом, до тех пор, пока в
каждом из последних парламентов будет учреждена палата
для отправления правосудия на местах.
Дан в Нанте, в апреле 1698 г., в девятый год нашего
царствования.
Подпись: Генрих.

Категорія: Стародавня доба | Додав: chilly (29.06.2008)

Як качати з сайту


[ Повідомити про посилання, що не працює

Права на усі матеріали належать іх власникам. Матеріали преставлені лише з ознайомчєю метою. Заванташивши матеріал Ви несете повну відповідальність за його подальше використання. Якщо Ви є автором матеріалом і вважаєте, що розповсюдження матеріалу порушує Ваші авторські права, будь ласка, зв'яжіться з адміністрацією за адресою ukrhist@meta.ua


У зв`язку з закриттям сервісу megaupload.com , та арештом його засновників частина матерійалу може бути недоступна. Просимо вибачення за тимчасові незручності. Подробніше

Переглядів: 1273
Форма входу
Логін:
Пароль:
Пошук
Друзі сайту
Статистика
Locations of visitors to this page

IP






каталог сайтів



Онлайн усього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0
Copyright MyCorp © 2024