XLIX.О свидетелях 1. Если кто будет вынужден представить свидетелей и они, может случиться, не пожелают явиться на судебное заседание, имеющий в них надобность должен удовлетво- рить их и должен при свидетелях пригласить их на судеб- ное заседание. чтобы они под клятвою показали то, что им известно. 2. Если они не захотят прийти и если их не задер- жит законное препятствие, каждый из них присуждается к уплате 600 ден., что составляет 15 сол. 3. Если же призванные к свидетельству, явившись (на судебное заседание), не захотят показать под клятвою того, что знают, они будут поставлены вне закона, и (сверх того) каждый из них присуждается к уплате 600 ден., что составляет 16 сол. LIII. О выкупе руки от котелка 1. Если кто будет вызван к испытанию посредством котелка с кипящею водою, то стороны могут прийти к сог- лашению, чтобы присужденный выкупил свою руку и обязал- ся представить соприсяжников. Если проступок окажется таким, за какой, в случае улики, виновный по закону должен уплатить 600 ден., что составляет 15 сол., он может выкупить свою руку за 120 ден., что составляет 3 сол. 3. Если же шроступок будет такой, за который а случае улики виновный мог бы быть присужден к уплате 35 сол., и если стороны согласятся, чтобы он выкупил свою руку, пусть он выкупит ее за 240 ден., что составляет 6 сол. LIV. Об убийстве графа 1. Если кто лишит жизни графа, присуждается к уп- лате 24000 дан., что составляет 600 сол. LV. Об ограблении трупов 1. Если кто воровским образом ограбит тело убитого человека, прежде чем оно будет предано земле, присужда- ется к уплате 2500 ден., что составляет 63 сол. LVI. О неявке на суд 1. Если кто пренебрежет явкою на суд или замедлит исполнением того, что ему определено рахимбургамн8, и не пожелает войти в сделку ни путем композиции, ни пу- тем очищения водой10, ни каким-либо другим законным способом, тогда истец должен вызвать его на суд пред лицом самого короля. И там будут 12 свидетелей, из ко- торых пусть первые три поклянутся, что они были там, где рахинбург присудил, чтобы он шел на испытание водой или дал обязательство в уплате (композиции, и что он пренебрег (постановлением рахинбургов). А затем другие три должны поклясться, что после состоявшегося поста- новления рахинбургов о том, чтобы он 8 Рахинбурги - судьи. 9 Композиция - возмещение, выплачиваемое за нанесен- ный ущерб пострадавшему или его семье. 10 Очищение водой - вид ордалия ("божьего суда"). очистился или испытанием водою, или уплатой композиции, они присутствовали при вторичном предложении ему явить- ся на суд в течение 40 суток, считая с того дня, и он никаким образом не пожелал удовлетворить требование за- кона. Тогда истец должен вызвать его пред лицо короля, именно, в течение 14 суток, и три свидетеля должны пок- лясться, что они были там в то время, когда он вызвал его на суд и назначил ему определенный срок. Если и тогда он не явится, пусть эти 9 свидетелей под прися- гой, как мы выше говорили, дадут свои показания. Равным образом, если он не явится в тот день, пусть (истец) назначит ему определенный срок, имея трех свидетелей при назначении срока. Бели истец исполнил все это, а ответчик ли я один из назначенных сроков не пожелал явиться, тогда пусть король, к которому он призван на суд, объявит его вне своего покровительства. Тогда и сам виновный и .вое его имущество делается собствен- ностью истца. И если до тех пор, лака он не уплатит всего, что с него взыскивается, кто-нибудь даст ему хлеба или окажет гостеприимство, будь то даже собствен- ная его жена, присуждается к уплате 600 ден., что сос- тавляет 16 сол. LVII. О рахинбургах 1. Если какие-либо из рахинбургов, заседая в су- дебном собрании и разбирая тяжбу между двумя лицами, откажутся сказать закон, следует, чтобы истец заявил им: "Здесь я призываю вас постановить решение согласно Салическому закону". Если они (снова) откажутся сказать закон, семеро из этих рахинбургов до захода солнца при- суждаются к уплате 120 ден., что составляет 3 сол. 3. Если же рахинбурги те будут судить не по зако- ну, тот, против этого они вынесут решение, пусть предъ- явит к ним иск, и если будет в состоянии доказать, что они судили не по закону, каждый из них присуждается к уплате 600 ден., что составляет 15 сол. LVIIII. О горсти земли 1. Если кто лишит жизни человека и, отдавши все имущество, не будет в состоянии уплатить следуемое по закону, он должен представить 12 соприсяжников (которые поклянутся в там), что ни на земле, ни под землей, он не имеет имущества более того, что уже отдал. И потом он должен войти в свой дом, собрать в горсть из четырех углов земли, стать на пороге, обратившись лицом внутрь дома, и эту землю левой рукой бросать через свои плечи на того, кого он считает ОБОИМ ближайшим родственником. Если, отец и братья уже платили, тогда он должен той же землей бросать на своих, т. е. на троих ближайших родственников по матери и по отцу. Потом в одной рубашке, без пояса, без обуви, с колом в руке он должен прыгнуть через плетень, и эти три (родственника по матери) должны уплатить половину того, сколько не хватает для уплаты следуемой по закону виры. То же должны проделать и при остальные, которые приходятся родственниками по отцу. Если же кто из них окажется слишком бедным, чтобы заплатить падающую на него долю, он должен B свою очередь бросить горсть зем- ли на кого-нибудь из более зажиточных, чтобы он уплатил асе по закону. Вели же и этот не будет иметь чем запла- тить асе, тогда взявший на поруки убийцу должен предс- тавить его B судебное заседание и так потом в течение четырех заседаний должен брать его на поруки. Если же никто не поручится в уплате виры, т. е. в возмещении того, что он не заплатил, тогда он должен уплатить (ви- ру своею жизнью. LIX. Об аллодах 1. Если кто умрет и не оставит сыновей и если мать переживет его, пусть она иступит в наследство. 2. Если не окажется матери и если он оставит брата или сестру, пусть вступят ,в наследство. 3. В том случае, если их не будет, сестра матери пусть вступит в наследство. Приб. 1-е. Если не будет сестры матери, пусть сестры отца вступят в наследство. 4. И если затем окажется кто-нибудь более близкий из этих поколений, он пусть вступит во владение нас- ледством. 5. Земельное же наследство ни в каком случае не должно доставаться женщине, но вся земля пусть поступа- ет мужскому полу, т. е. братьям. LX. О желающем отказаться от родства 1. Он должен явиться в судебное заседание перед лицо тунгина и там сломать над своей головою три ветки мерою в локоть. И он должен в судебном заседании разб- росать их в 4 стороны и сказать там, что он отказывает- ся от соприсяжничества, от наследства и от всяких сче- тов с ними. И если потом кто-нибудь из его родственни- ков или будет убит, или умрет, ом совершенно не должен участвовать в наследстве, или в уплате виры, а наследс- тво его самого должно поступить в казну. LXII. О вире за убийство 1. Если будет лишен жизни чей-нибудь отец, полови- ну виры пусть возьмут его сыновья, а другую половину пусть разделят между собою ближайшие родственники как со стороны отца, так и со стороны матери. 2. Если ни с одной стороны, ни со стороны отца, ни со стороны матери не окажется никакого родственника, эта часть пусть отбирается в пользу казны. ["Хрестоматия памятников феодального государства и права стран Европы", М; 1961, стр. 8-25] II. РАЗВИТИЕ ФЕОДАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИИ А) ИММУНИТЕТНЫЕ ГРАМОТЫ Из грамоты короля Дагоберта I Ресбахскому монастырю(635 г.) Соблаговолили мы добавить и такое постановление, чтобы никакая государственная судебная власть, ни нас- тоящая, ни последующая, не смела входить на земли мо- настыря, право владения которыми когда-либо проистекало (для него) или от нашей щедрости, или от пожалований... каких-либо других людей, для слушания судебных дел или взыскания чего-либо; но самый этот монастырь и его братья должны по полному праву иммунитета распоряжаться всеми уступленными в их пользу судебными штрафами, и все (сборы), какие казна могла бы рассчитывать получить с людей монастыря, как свободных, так и несвободных, или с людей, проживающих на монастырских землях, или из какого-нибудь иного источника, по нашей милости должны целиком идти на лампады этой святой обители и на содер- жание слуг божьих. ["Социальная история Средневековья", т. I, М.-Л., 1927, стр. 194-195] Грамота Карла Великого Трирской церкви (772 г.) Епископ Веомад представил нам указы королей, в кото- рых, как мы осведомились, значилось, что никто из госу- дарственных должностных лиц не смеет входить в церков- ные поместья и в церкви, построенные внутри города, а также в монастыри, в деревни и крепости, принадлежащие церкви, и причинять там (какой-либо) ущерб, никто из них не должен вызывать церковных людей на судебные соб- рания и не смеет каким-либо злым умыслом осуждать их, а также требовать с них уплаты судебных штрафов и пошлин и доставления каких-либо кормов, но должностные лица церкви должны для каждого из упомянутых церковных людей производить правильный выбор дела и вместе с этим полу- чить в пользу их удовлетворение от других людей на сво- их частных судеб- ных заседаниях и в тех случаях, когда эти должностные лица или другие люди будут принимать поручительства, судебные штрафы должны итти этой святой обители святых, покровительствуемой Христом.... ["Социальная история Средневековья", т. I, M.-Л., 1927, стр. 196-197] Грамота Карла Великого мецской церкви (775 г.) ...ЕПИСКОП мецсиий Ангильрамн представил нам указы прежних королей,.. в которых значилось, что никто из государственных должностных лиц не смеет входить в по- местья мецской церкви и нашего особенного патрона Сте- фана, а также в церкви, построенные внутри самого горо- да или в черте прихода, как и с монастыри, деревни и крепости, принадлежащие к мецской церкви, и причинять там какой-либо ущерб, и никто из тих не должен вызывать людей церкви на судебные собрания или каким-либо злым умыслом осуждать их, ни взимать судебных штрафов и пош- лин, а также "брать с них какие-либо кормы... ...Угодно нам было признать необходимым прибавить и такое предписание, что если церковные люди свободного звания, проживающие на церковных землях, окажутся ка- ким-либо образом небрежными в несении военной службы, когда нашим приказом объявляется военный поход, или сторожевой службы, или повинности постройки мостов, в этих случаях они должны держать ответ перед нашими должностными лицами и ни (перед кем) больше и меньше того; в осталыном же они, ради умножения нашей (небес- ной) мзды, должны состоять под (церковным) иммунитетом, чтобы приумножать достатки церкви. ["Социальная История Средневековья", т. I M.-Л., 1927, стр. 198-200] Королевское пожалование Да ведает величие... ваше, что мы... пожаловали славному мужу такому-то поместье такое-то, со всеми до- ходами и землями, полностью, как оно состояло и состоит во владении такого-то или нашего фиска. Посему настоя- щею властью нашею определяем и приказываем держать не- рушимым навеки, чтобы вышеназванный муж такой-то озна- ченное поместье такое-то, как мы сказали, во всей его целости с землями, домами, строениями, колонами, раба- ми, виноградниками, лесами, полями, лугами, пастбищами, водами и водными течениями, мельницами, угодьями и принадлежностями... имел пожало- ванным навеки, как полный иммунист, с запрещением слу- жащим (нашим) всякого въезда для взыскания по каким бы то ни было делам судебных штрафов. И пусть владеет им, как собственностью, не дожидаясь акта передачи судьями, и потомкам своим, с помощью божиею, от щедрот наших, или кому захочет, во владение оставляет и делает с ним, по нашему соизволению, все что угодно. [Н. Грацианский, Западная Европа в средние века, M.-Л" 1925. стр. 40] Б) УСТАНОВЛЕНИЕ ФЕОДАЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ О человеке, который коммендируется под власть другого Славному господину такому-то, я, такой-то. Всем должно быть известно, насколько мало я имею средств, чтобы питать и одевать себя, поэтому я обратился с просьбой к вашему благочестию, и вам угодно было ре- шить, чтобы я передал себя и коммендировался под ваше покровительство; я так это и сделал на том условии, что вы должны мне оказывать помощь как в пище, так и в одежде, сообразно с тем, как я смогу вам служить и зас- лужить (это), я же пожизненно должен буду служить вам на положении свободного человека и воздавать вам послу- шание и не буду иметь права уходить при своей жизни из-под вашей власти и покровительства, но буду должен пребывать в течение всех дней своей жизни под вашей властью и защитой. При этом состоялся (между нами) уго- вор, что если один из нас пожелает отказаться от этого соглашения, то должен будет уплатить другой стороне столько-то солидов, а само соглашение должно оставаться в силе. Состоялся и (другой) уговор, что (стороны) должны написать друг для друга и скрепить два одинако- вого содержания документа, что они так и сделали. ["Социальная история Средневековья", M.-Л; 1927. стр. 191] Прекарная грамота Сладчайшей женщине такой-то, я-аббатиса такая-то. Так как известно, что ты собственность свою в округе таком-то, в селении таком-то недавно за монастырем св. Марии утвердила и за это просила у нас и у названного монастыря дачи прекария, то вот этою грамотою за тобою утвердили, чтобы, пока ты жива, владела бы и держала бы в пользовании эту землю, но не имела бы права каким бы то ни было образом отчуждать ее, а если бы решилась это сделать, землю бы тотчас же потеряла. И чтоб эта грамо- та была крепче, руку нашу к ней приложили... [Н. Грацианский, Западная Европа в средние века, М.-Л., .1925, стр. 34] Обязательство Господину брату такому-то такой-то. В великой моей нужде не отказал ты в просьбе вручить мне взаймы день- ги, столько-то солидов. А я просил заключить я утвер- дить за это для тебя обязательство в том смысле, чтобы мне в течение стольких-то лет по стольку-то дней в не- делю работать на тебя, когда ты прикажешь и когда будет надобность. Если я этого не выполню, или окажусь неб- режным и ленивым, или если до срока осмелюсь изменить свое состояние, я обещаюсь, что в силу этого обязатель- ства, где бы ты меня ми нашел, без всякого вмешательст- ва суда я должен дать тебе двойное удовлетворение;, когда же истечет положенный срок, и я возвращу долг, мое обязательство ты вручишь мне обратно. [Н. Грацианский, Западная Европа в средние века, М.-Л., 1925, стр. 53-54] Кабальная грамота Господину брату моему такому-то. Всем ведомо, что крайняя бедность и тяжкие заботы меня постигли, и сов- сем не имею, чем жить и одеваться. Поэтому, по просьбе моей, ты не отказал в величайшей моей бедности вручить мне из своих денег столько-то солидов; а мне совсем не- чем выплатить эти солиды. И вот я просил совершить и утвердить закабаление тобой моей свободной личности, чтобы отныне вы имели полную свободу делать со мной все, что вы полномочны делать со своими прирожденными рабами, именно: продавать, выменивать, подвергать нака- занию. Если же (чего, я уверен, не будет) я или кто-ли- бо из наследников моих, или кто-либо другой решится ос- паривать это закабаление, пусть внесет тебе и казне штраф во столько-то унций золота; настоящая же кабала пусть останется неизменной. ["Хрестоматия памятников феодального государства и права стран Европы", М., 1961, стр. 50-51] ФРАНЦИЯ 1. КРЕСТЬЯНЕ И ФЕОДАЛЫ Бомануар 1, "Обычаи Бовэзи" (Положение французских крестьян) 467. Мы называем вилланским держанием та- кое, которое держат от сеньера за чинш, ренту или шам- пар2, ибо с держания феодального... ни одного из этик платежей нести не должно. 1434. Известно, что состоя- ние личной крепостной зависимости... передается через матерей, ибо всякое дитя, рожденное крепостною,.. счи- тается крепостным, хотя бы отец его был человек свобод- ный. Даже если отцом будет рыцарь,.. женившийся на кре- постной,.. все дети, которых она будет иметь от него, наследуют ее крепостное состояние. 1436. Личная кре- постная зависимость... создавалась многими путями. Bo-nepвых, вследствие того, что в старину, когда вы- зывали своих подданных на войну,.. тех, кои без уважи- тельной причины оставались (дома), обращали навеки в крепостных вместе с потомством... Во-вторых, вследс- твие того, что, побуждаемые великим благочестием, мно- гие отдавали и себя и потомков своих и существо свое святым,.. облагая себя повинностями по своей (доброй) воле. И повинности, с них поступавшие, управляющие церковными имуществами заносили в списки,.. а потом изо дня в день ухищрялись взимать с них больше и больше... В конце концов то, что было сделано по доб- рой воле и благочестию, обращалось во вред и в умале- ние состояния... потомков. Третья причина, по которой многие стали крепостными, это-продажа, когда кто-либо, впавши в бедность, говорил своему сеньеру: "Вы мне да- дите столько-то, а я сделаюсь вашим лично зависимым че- ловеком"... А иной раз отдавали себя в крепостную зави- симость для того, чтобы оградить себя от других сень- еров или от вражды, некоторыми людьми к ним питаемой. По всем этим причинам и завелась личная крепостная за- висимость, ибо по естественному праву все свободны; но эта естественная свобода испорчена вышеназванными приобретениями... Есть и другие способы приобретения (крепостных), ибо существуют земли, которые имеют свойство делать людей недворянского рода, мужчин и жен- щин, в случае, если они про- Бомануар-французский юрист, составивший в XIII в. запись обычаев, применяв- шихся в области Бовэзи. В приведенном отрывке рассмат- ривается поземельная и личная зависимость крестьян. 2 Речь идет о натуральных (шампар) и денежных (чинш, рен- та) платежах за землю, предоставленную сеньором. живут на них один год и один день, крепостными тех сеньеров, под властью которых они проживают... 1452. ...Есть много состояний личной крепостной зависи- мости... Ибо одни из крепостных так подчинены своим сеньорам, что эти сеньеры могут распоряжаться всем их имуществом, имеют над ними право жизни и смер- ти, могут держать их в заключении по своей воле - за вину или без тайны, и никому за них не ответствен- ны, кроме как одному богу. С другими обращаются -более человечно, ибо при их жизни сеньеры не могут ничего от них требовать, если только они не провинятся, кроме их чиншей, рент и повинностей, обычно платимых за их ире- постное состояние... И лишь когда они умирают или же- нятся на свободных женщинах, все их имущество - движи- мое и недвижимое-(переходит к сеньерам. Ибо тот, кто женится на свободной, должен платить [выкуп по усмот- рению сеньера. И если крепостной умирает, нет у него (наследника, кроме сеньера, и дети крепостного ничего не получают, если не заплатят выкупа сеньору, как это сделали бы люди посторонние. Эти последние повиннос- ти... носят у крепостных Бовэзи название мертвой руки и брачного выкупа. 1457. Наши обычаи более мягки... по отношению к крепостным, нежели во многих других об- ластях, ибо во многих других областях сеньоры могут распоряжаться жизнью и смертью своих крепостных, когда и как им угодно, а также принуждать их вечно жить на своих землях. В Бовэзи же обращаются более человечно ибо три условии платы своим сеньорам положенных обы- чаем рент и подушного,.. они могут итти служить и жить вне юрисдикции своих сеньеров, за исключением мест, пребывание в которых может дать им свободу, как, напр., в некоторых городах, всякий житель который сво- боден в силу привилегии или обычая. Ибо как только кто проведает, что его крепостной поселился в таком месте, он должен получить его обратно, если заявит на него в течение одного года и одного [дня притязание как на своего крепостного... Множество крепостных, тайно ушедших от своих сеньеров на жительство в такие места, получили свободу. [3. М. Черниловский, История фео- дального государства и права, М., 1959, стр. 247-249} Письмо Фульберта, епископа Шартрского, к Гильому, герцогу Аквитании, о взаимных обязательствах вассала и сеньора (1020 г.) ....Кто клянется в верности своему сеньору, неизменно должен помнить о следующих шести (обязательствах): то есть не наносить вреда телу сеньера; - не выдавать его тайн и не вредить безопасности его укреплений;... - не нано- сить вреда его праву суда и всему другому, что касается его положения и прав; - не наносить ущерба его владени- ям; и не мешать ему достигать тех выгод, коих он легко может достигнуть, а также не делать для него невозмож- ным то, что возможно. Если верный (вассал) остережется от этого вреда, то того требует справедливость, и (еще) не заслуживает он за это феода, ибо недостаточно воз- держаться от зла, если не сотворить блага. Остается по- сему, чтобы при соблюдении упомянутых шести (обязатель- ств) давал совет и помощь своему сеньеру без обмана, если хочет быть достойным награждения феодом, а также неизменно соблюдать сорность, в которой клялся. И сень- ер во всем этом (должен точно таким же образом посту- пать в отношении к своему верному (вассалу). А если этого не выполнит, по заслугам будет считаться веролом- ным, как и тот (то есть, вассал) будет обманщиком и клятвопреступником, если будет уличен B нарушении своих обязательств действием или сговором... [З. М. Черниловский, История феодального государства и права. М.. 1959, стр. 247} II. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФРАНЦУЗСКОГО АБСОЛЮТИЗМА Нантский эдикт (1598 г.) Генрих8, Милостью божиею король Франции и Наварры, всем присутствующим и имеющим явиться привет. Этим веч- ным и неотменимым эдиктом мы сказали, объявили и пове- лели следующее... VI. Чтобы не дать никакого повода к омутам и растрам среди наших подданных, мы позволили и позволяем испове- дующим так называемую реформированную религию жить и обитать во всех городах и местах нашего королевства н подчиненных нам областях без преследований, притеснений и принуждений делать что-либо в деле религии противное их совести; их не будут по этому поводу разыскивать в домах я местах, где они пожелают жить. IX. Мы разрешаем также всем придерживающимся назван- ной религии продолжать исповедовать ее во всех городах н подчиненных нам местах, где она была введена и нес- колько раз публично отправлялась в 1596 и 1507 гг. до конца августа, несмотря на все противоречащие этому постановления и судебные решения. 8 Генрих IV (1553-1610) - французский король, восс- тановивший единство страны после длительного периода смут и религиозных войн между католиками и гугенотами. XIII. Мы весьма определенно запрещаем всем придерживаю- щимся названной религии проявлять ее в службе, уставе, дисциплине или в народном образовании в нашем королевс- тве и подчиненных нам областях, а также во всем, что касается религии, за исключением мест, где дозволено и пожаловано настоящим эдиктом... XXI. Книги, касающиеся названной религии, могут пе- чататься и публично продаваться только в пародах и мес- тах, где допущено публичное отправление названной рели- гии. XXII. Повелеваем, чтобы не было никакого различия в отношении названной религии при приеме учеников в уни- верситеты, коллегии и школы, а больных и бедных в гос- питали и учреждения общественного призрения. XXV. Желаем и повелеваем, чтобы все исповедующие так называемую реформированную религию и их сторонники, ка- кого бы звания и положения они ни были, обязались и принуждались всеми должными и разумными средствами, под стражем наказаний, содержащихся в эдиктах по этому по- воду, платить и выполнять десятины священникам и стро- чим духовным и ясам, кому они принадлежат согласно обы- чаю и кутюму местности. XXVII. Чтобы тем лучше объединить желания наших под- данных, согласно нашему намерению, и на будущее время прекратить все жалобы, мы объявляем, что все, кто испо- ведует или будет исповедовать так называемую реформиро- ванную религию, имеют право занимать и исправлять осе общественные должности - королевские, сеньориальные или городские в нашем королевстве и подвластных нам провин- циях, землях и сеньориях, несмотря на все противореча- щие сему клятвы, и могут быть принимаемы и допускаемы к нам без различия. XXX. Чтобы правосудие отправлялось и оказывалось на- шим подданным без всякого пристрастия, ненависти или благоволения, ибо оно является одним из важнейших средств для поддержания мира и согласия, Мы повелели,.. чтобы в нашем парижском парламенте была учреждена пала- та, составленная из президента и 16 советников парла- мента, которая будет называться палатой эдикта и будет ведать не только дела и процессы исповедующих так назы- ваемую реформированную религию, которые будут в ведомс- тве этого парламента, но и в ведомстве наших парламен- тов Нормандии и Бретани, согласно юрисдикции, .которая присваивается ему настоящим эдиктом, до тех пор, пока в каждом из последних парламентов будет учреждена палата для отправления правосудия на местах. Дан в Нанте, в апреле 1698 г., в девятый год нашего царствования. Подпись: Генрих.
|