467. Мы называем вилланским держанием та- кое, которое держат от сеньера за чинш, ренту или шам- пар2, ибо с держания феодального... ни одного из этик платежей нести не должно. 1434. Известно, что состоя- ние личной крепостной зависимости... передается через матерей, ибо всякое дитя, рожденное крепостною,.. счи- тается крепостным, хотя бы отец его был человек свобод- ный. Даже если отцом будет рыцарь,.. женившийся на кре- постной,.. все дети, которых она будет иметь от него, наследуют ее крепостное состояние. 1436. Личная кре- постная зависимость... создавалась многими путями. Bo-nepвых, вследствие того, что в старину, когда вы- зывали своих подданных на войну,.. тех, кои без уважи- тельной причины оставались (дома), обращали навеки в крепостных вместе с потомством... Во-вторых, вследс- твие того, что, побуждаемые великим благочестием, мно- гие отдавали и себя и потомков своих и существо свое святым,.. облагая себя повинностями по своей (доброй) воле. И повинности, с них поступавшие, управляющие церковными имуществами заносили в списки,.. а потом изо дня в день ухищрялись взимать с них больше и больше... В конце концов то, что было сделано по доб- рой воле и благочестию, обращалось во вред и в умале- ние состояния... потомков. Третья причина, по которой многие стали крепостными, это-продажа, когда кто-либо, впавши в бедность, говорил своему сеньеру: "Вы мне да- дите столько-то, а я сделаюсь вашим лично зависимым че- ловеком"... А иной раз отдавали себя в крепостную зави- симость для того, чтобы оградить себя от других сень- еров или от вражды, некоторыми людьми к ним питаемой. По всем этим причинам и завелась личная крепостная за- висимость, ибо по естественному праву все свободны; но эта естественная свобода испорчена вышеназванными приобретениями... Есть и другие способы приобретения (крепостных), ибо существуют земли, которые имеют свойство делать людей недворянского рода, мужчин и жен- щин, в случае, если они про- Бомануар-французский юрист, составивший в XIII в. запись обычаев, применяв- шихся в области Бовэзи. В приведенном отрывке рассмат- ривается поземельная и личная зависимость крестьян. 2 Речь идет о натуральных (шампар) и денежных (чинш, рен- та) платежах за землю, предоставленную сеньором. живут на них один год и один день, крепостными тех сеньеров, под властью которых они проживают... 1452. ...Есть много состояний личной крепостной зависи- мости... Ибо одни из крепостных так подчинены своим сеньорам, что эти сеньеры могут распоряжаться всем их имуществом, имеют над ними право жизни и смер- ти, могут держать их в заключении по своей воле - за вину или без тайны, и никому за них не ответствен- ны, кроме как одному богу. С другими обращаются -более человечно, ибо при их жизни сеньеры не могут ничего от них требовать, если только они не провинятся, кроме их чиншей, рент и повинностей, обычно платимых за их ире- постное состояние... И лишь когда они умирают или же- нятся на свободных женщинах, все их имущество - движи- мое и недвижимое-(переходит к сеньерам. Ибо тот, кто женится на свободной, должен платить [выкуп по усмот- рению сеньера. И если крепостной умирает, нет у него (наследника, кроме сеньера, и дети крепостного ничего не получают, если не заплатят выкупа сеньору, как это сделали бы люди посторонние. Эти последние повиннос- ти... носят у крепостных Бовэзи название мертвой руки и брачного выкупа. 1457. Наши обычаи более мягки... по отношению к крепостным, нежели во многих других об- ластях, ибо во многих других областях сеньоры могут распоряжаться жизнью и смертью своих крепостных, когда и как им угодно, а также принуждать их вечно жить на своих землях. В Бовэзи же обращаются более человечно ибо три условии платы своим сеньорам положенных обы- чаем рент и подушного,.. они могут итти служить и жить вне юрисдикции своих сеньеров, за исключением мест, пребывание в которых может дать им свободу, как, напр., в некоторых городах, всякий житель который сво- боден в силу привилегии или обычая. Ибо как только кто проведает, что его крепостной поселился в таком месте, он должен получить его обратно, если заявит на него в течение одного года и одного [дня притязание как на своего крепостного... Множество крепостных, тайно ушедших от своих сеньеров на жительство в такие места, получили свободу. [3. М. Черниловский, История фео- дального государства и права, М., 1959, стр. 247-249}
|