Становление и развитие современных правовых систем
Революции XVII-XVIII вв. и их роль в формировании права нового типа. Становление современного права - это длительный исторический процесс, охватывающий несколько столетий и начавшийся еще в раннем средневековье. Он протекал эволюционно и более плавно, чем соответствую- щие процессы в сфере политики и государства, где они нередко принимали форму общественных катаклизмов. Историко-культурные корни современного права склады- вались на почве рецепированного римского права, городс- кого права, международного торгового права и были дос- таточно глубокими и прочными. Но вместе с тем правовые системы эпохи средневековья были весьма несовершенны, а многие их положения тормозили развитие политической де- мократии и капиталистического предпринимательства. Эти черты средневековых правовых систем, отличавшихся к то- му же отсутствием внутреннего единства, препятствовали прогрессивным изменениям в праве. Важную роль в реформировании старого феодального права на новой основе сыграли английская революция XVII в. и французская революция XVIII в. Эти революции, осо- бенно французская, были серьезным испытанием на проч- ность оставшейся от средневековья правовой надстройки. Как всякие общественно-политические катаклизмы, эти ре- волюции не способствовали непосредственному укреплению правовых начал в обществе. Наоборот, они привели во многом к неоправданному разрушению правового здания, создаваемого веками, к ломке традиционной правовой культуры, к правовому нигилизму и волюнтаризму. Как показал исторический опыт Франции и Англии, созда- ние нового права происходило не только в годы революци- онных потрясений, а, наоборот, в годы, характеризующие- ся политической стабилизацией и духом консерватизма. Тем не менее в широкой исторической перспективе эти ре- волюции, положив начало перевороту в области экономики и политико-государственных структур, в конечном счете привели к значительным изменениям и в области права, к формированию нового правового порядка, способствовавше- го становлению и быстрому развитию капитализма. Пределы вторжения революции в средневековое право, темпы обновления и переустройства правовой системы во многом зависели и от конкретных исторических условий разных стран. Там, где конфликт между интересами предп- ринимателей и всего общества с феодальным правом принял наиболее острые формы, где в борьбу с архаичным фео- дальным правопорядком активно включились плебейские слои населения, смена средневековой правовой системы новым правом (как показывает пример Франции) произошла быстрее и в более радикальных формах. Там, где револю- ция не привела непосредственно к политическому господс- тву буржуазии, где последние шли к власти долгим путем и через серии компромиссов с землевладельцами (особенно показателен пример Англии), послереволюционное право в большей степени было проникнуто духом традиций и сохра- няло элементы средневековой правовой системы. Таким образом, современное право в странах Запада (в первую очередь в Англии и Франции) складывалось и раз- вивалось как логическое продолжение сложившихся ранее систем средневекового (например, "общего права") и даже античного (римского) права. Новое право не могло быть чем-то существенно иным, чем предшествующее право, пос- кольку в своем саморазвитии оно вобрало в себя, сохра- нило и использовало многие его конструктивные, общест- венно-полезные элементы. Степень правопреемства современного и предшествовав- шего ему права (например, римского, обычного) была столь велика, что, в сущности, нигде дореволюционные правовые системы не исчезли бесследно. Значительная их часть вошла в обновленном виде в современное право, трансформировалась в его нормы, так как и средневековое право функционировало в обществе, знавшем уже и частную собствен- ность, и рыночные отношения, и достаточно высокий уро- вень юридической техники. Отрицание средневекового пра- ва в ходе революций XVII-XVIII вв. и в последующие пе- риоды происходило главным образом применительно к той части его норм, которые игнорировали коренные интересы частных собственников, затрудняли дальнейшую эволюцию и внутреннее согласование самой правовой системы, прихо- дили в противоречие с экономическими и политическими потребностями капитализма. Становление нового права означало большой прогресс в истории человеческого общества. Оно проходило не только путем отрицания и упразднения средневековых институтов в экономике и политике. Право обнаружило огромный сози- дательный потенциал, создавало необходимый простор для роста производства и торговли, для проявления личной инициативы, для всестороннего удовлетворения потребнос- тей быстро развивающегося общества. На новой историчес- кой ступени развития права в нем проявился ряд важных свойств и качеств. Право нового времени, в отличие от дореволюционного, которое характеризовалось разобщенностью и правовым партикуляризмом, повсеместно рождалось в виде интегри- рованных национальных правовых систем. Именно капита- лизм, ломающий всевозможные сословные, региональные, таможенные и иные барьеры, привел к возникновению не только национальных государств, но и национальных пра- вовых систем. В новых правовых системах проявляется тот уровень развития, когда государство начинает играть ре- шающую роль в формировании самого облика правовой сис- темы. Правовая система получает новое качество, новый способ своего существования - систему законодательства и систему права, которая практически лишь в зачаточном виде присутствовала в древнем и средневековом общест- вах. Национальные правовые системы, в отличие от расщеп- ленных правовых систем предшествующей эпохи, приобрета- ют не только общегосударственную силу, но и новое со- держание. Они вбирают в себя и правовой опыт предшест- вующих поколений, и действующее право, и систему права, и правовое сознание. Новые правовые системы порождали и новые формы существования самого права, которое вырас- тало в большинстве случаев не на обычаях и судебной практике, а на законодательных и иных нормативных актах. Доминирующим началом, своего рода ядром в право- вых системах нового времени с самого начала становится конституционное (государственное, публичное) право, на базе которого строилось правовое здание любого общест- ва. Новые правовые системы сложились под воздействием формирующегося капитализма, нуждающегося и в адекватной правовой системе, и в едином правовом поле. Особое сис- темообразующее значение в становлении нового права име- ло законодательство. Условно мировую историю права мож- но разделить на две большие эпохи. В древнем мире и в средние века право рождалось в основном не из установ- лении государства, а из реально существующих и призна- ваемых самим обществом отношений. В новое время право в своем саморазвитии по-прежнему отражает внутренние потребности общества и меняющиеся жизненные условия. Но в нем, особенно с развитием конс- титуционных начал, законодательство становится уже ве- дущим источником права. Именно оно, а не средства само- регуляции, становится стержнем правовой системы, право- образующим фактором. Законодательство выступает как важнейший инструмент развития права, придавая ему сис- темность, целостность. В древнем мире и в средние века даже наиболее полные законодательные акты (например, свод законов Юстиниана и др.) никогда не создавали основной массы правовых норм, отличаясь казуистичностью. Правовые нормы в эти эпохи формировались через народные обычаи и через су- дебную практику. Только в новое время и особенно в XX в. право, сохраняя общечеловеческую ценность, находящую выражение в доктрине "верховенства права", выступает в значительной степени в качестве предписания государс- твенных органов. Сложившиеся после революции и получившие свое разви- тие современные правовые системы наряду с принципом "верховенства права", "верховенства закона" включают в себя и другие принципы. В отличие от средневекового но- вое право базировалось на принципах индивидуализма, от- ражавшего в свою очередь раскрепощение личности, ее ос- вобождение от корпоративных, сословных и иных феодаль- ных уз. Это нашло свое выражение уже в первых конститу- ционных и иных законодательных актах французской рево- люции (Декларации прав человека и гражданина и др.). В центр право- вых систем нового времени был поставлен именно человек, личность, а не сословно-корпоративные образования. От- сюда и права человека в самих юридических документах стали рассматриваться как естественные, священные и не- отчуждаемые. В свою очередь они подкреплялись целой со- вокупностью прав гражданина в публичной и частной сфе- рах. Важнейшим принципом новых правовых систем стала сво- бода. Она была не только выражением общечеловеческого гуманистического идеала, но и выступала как составной элемент гражданского общества с присущими ему свободой предпринимательства, свободой торговли, свободой конку- ренции и иных экономических и социальных свобод, кото- рые в свою очередь немыслимы без свободы политической. Не менее важным принципом права в новое время становит- ся равенство, которое отразило эгалитаристские настрое- ния в обществе. В юридическом смысле равенство было не- обходимым элементом самой системы предпринимательства, ибо оно положено в основу всех договорных отношений, в том числе трудовых. Как показал сам процесс формирования послереволюци- онного права, указанные выше принципы и устои права, в том числе и политические свободы, не могли быть обеспе- чены без прочного правопорядка. Предпринимательская де- ятельность особенно нуждалась в упорядоченности и ста- бильности, с чем связывались представления о разумном строе. Поэтому другим основным принципом нового права стала законность. Она явилась условием реализации поли- тических и гражданских прав, гарантией демократических институтов власти, а также стабильности всего экономи- ческого оборота. Становление англосаксонской и континентальной право- вых систем (семей). В XVIII-XIX вв. в связи с образова- нием ряда новых государств в Америке (США) и в Европе (Бельгия, Италия и т. д.), с завершением территориаль- ного раздела мира и образованием колониальных империй, с распространением рыночных структур по всему земному шару капитализм превратился в мировую систему, опреде- ляющую последующий ход развития человеческой цивилиза- ции. Интернационализация экономической и политической жизни имела своим результатом растущее взаимодействие правовых систем различных стран, преодоление их былой самоизоляции. Особенно заметным становится воздействие права ведущих держав мира (прежде всего Англии и Франции) на правовую жизнь стран, которые позднее вступили на путь создания капиталистического общества. Взаимодействие правовых систем в этих условиях принимает самые разнообразные формы, а их сходство значительно увеличивается. Этому содействовала широкая рецепция (заимствование) целых национальных правовых систем, насильственное внедрение чужеземного права а также более мягкая трансплантация принципов права одних стран в правовые системы других стран.1 В немалой степени на процессы растущего взаимо- действия и взаимовлияния отдельных национальных право- вых систем разных стран в конце XIX - начале XX вв. сыграл)и и новые технические возможности капитализма - современные средства транспорта, связи, информации и т. д. В связи с широкими процессами рецепции и трансплан- тации права на базе английской и французской националь- ной правовой системы сложились так называемые мировые системы (семьи) права - англосаксонская и континенталь- ная (романо-германская). Эти структурные общности представляли собой две большие группы национальных пра- вовых систем, различающихся по своей внутренней струк- туре и внешним юридическим характеристикам. Каждая из этих двух систем имеет свой "генетический код", свои исторические корни. Несмотря на то, что французская и английская правовые системы уходят своими корнями в средние века, возникновение мировых систем права связано именно с процессом утверждения господства капитализма. Доминирующее положение этих стран в сфере права определялось также и тем, что в XIX в. они были наиболее богатыми и развитыми, превратившись к тому времени в крупнейшие колониальные державы. Особенно тесно связано с колониальной политикой об- разование англосаксонской системы права. Большое значе- ние колониального фактора в истории этой системы во многом определяется тем, что английское право, уникаль- ное по способам своего формирования, содержанию и фор- ме, обладающее большим потенциалом саморазвития, было тем не менее слишком традиционным, национальным, а по- тому сложным и недоступным для рецепции, для более или менее широкого восприятия в других странах мира. В итоге англосаксонская правовая семья превратилась в мировую систему не в результате рецепции трудных для понимания английских правовых форм, а путем их трансплантации или насильственного внедрения в процессе колониальной экс- пансии. На начальных этапах английской колониальной экспан- сии были выработаны две судебные доктрины, способство- вавшие именно трансплантации, а не рецепции английского права. Согласно первой из этих доктрин, англичанин, отправляющийся за границу, "берет с собой" английское право. Тем самым, английский суд как бы гарантировал англичанину, находящемуся в английских колониях ("за морями"), сохранение всех свобод и демократических инс- титутов, которые существовали в самой метрополии. Эта доктрина стала следствием обобщения правового опыта, накопленного в первых королевских колониальных хартиях. Так, еще в королевской Хартии Виргинии от 1606 г. гово- рилось, что "наши подданные, все вместе и каждый в от- дельности... будут иметь и пользоваться всеми Свобода- ми, Вольностями и Иммунитетами в любом из наших владе- ний во всех их значениях и смыслах, как если бы они ро- дились и жили в пределах нашего королевства Англии". Согласно второй доктрине, сформулированной в 1693 г. судьей Холтом, в случае освоения англичанами "незасе- ленных" земель местное индейское и иное туземное насе- ление не должно было приниматься во внимание как "неци- вилизованное". В этих колониях считались действующими все законы Англии. Термин "законы Англии" в колониаль- ной практике подразумевал не только статуты, но и "об- щее право" и "право справедливости", т. е. прецедентное право, которое вводилось в судах, создаваемых английс- кими колонистами. Введение в действие положений английского права в колониях переселенцев осуществлялось не только на осно- ве указанных судебных доктрин, но и путем издания спе- циальных королевских хартий, а также законов парламен- та. Так, например, в хартии, выданной Карлом II Ост-Индской компании в 1683 г., указывалось, что судьи должны решать дела в соответствии с "правосудием, спра- ведливостью и доброй совестью", то есть практически в соответствии с английским прецедентным правом. Специ- альными актами английское право было введено в североа- мерикан- ских колониях, позднее распространено на Канаду (кроме Квебека, где сохранило свое действие французское пра- во), Австралию, Новую Зеландию, Южную Африку, на базе которых позднее оформились английские доминионы. Норма- тивными актами королей английское право внедрялось "сверху" и в новых колониях в Азии и в Океании. В конце XIX в. в связи с окончательным разделом Аф- рики английские законы, а также прецедентное право были введены специальными правительственными актами в афри- канских колониях (в 1874 г. - в Гане, в 1880 г. - в Сь- ерра-Леоне, в 1897 г. - в Кении и т. д.). В XIX в. законодательство, вводящее в колониях анг- лийское право, довольно четко указывало и пределы при- менения его источников. Так, например, Ордонанс 1874 г. для Золотого Берега (Гана) постановил, что в колонии действует "общее право, справедливость и статуты общего характера, которые действовали в Англии на 24 июля 1874 г.", то есть на момент издания Ордонанса. Там же указы- валось, что "во всех вопросах, в которых имеется конф- ликт или расхождение между нормами справедливости и нормами общего права, относящимися к одному и тому же вопросу, предпочтение должно отдаваться нормам справед- ливости". Подобные положения предусматривались в зако- нодательстве, изданном для других колоний. В Либерии, основанной неграми - переселенцами из США, английское "общее право" первоначально было позаимствовано в его американском варианте. В законе 1820 г. указывалось, что в стране вводится "общее право в том виде, в каком оно было преобразовано и действует в Соединенных Шта- тах". Правда, в 1824 г. новый закон говорил уже о дейс- твии "общего права и обычаев судов Великобритании и Со- единенных Штатов", а в 1839 г. было постановлено, что в Либерии действуют "те части общего права, которые уста- новлены в "Комментариях" Блэкстона, и поскольку они мо- гут быть применены к условиям данного народа". Обычно англичане не уничтожали в колониях полностью традиционное местное право (например, индусское, му- сульманское, обычное и т. д.), что было просто невоз- можно сделать, но это право действовало в пределах, ус- тановленных английским законодательством или колониаль- ными властями. В таких условиях возникали и своеобраз- ные смешанные правовые системы, состоявшие из элементов английского и местного туземного права (например, англо-индусское право). Традиционное право регулировало главным образом семейные отношения и сохраняло свое подчиненное положе- ние по отношению к английскому праву, которое определя- ло развитие правовой системы в этих странах в целом. В колониях и протекторатах Англии и Юго-Восточной Азии (Малайя, Сингапур, Гонконг, Бруней) английское право переплеталось часто с элементами индусского и китайско- го права, которое действовало в индийских и китайских поселениях и у торговцев, а также с нормами мусульманс- кого права, которое утверждалось здесь по мере расп- ространения ислама. В колониальных владениях Англии в Африке в определенных пределах (особенно в области се- мейных, наследственных и т. п. отношений) действовали нормы обычного права, но воздействие английского права в целом шло по возрастающей линии. В результате во вто- рой половине XX в., когда прошел процесс деколонизации британской империи, новые государства, возникшие на ба- зе английских колоний, практически оказались в сфере влияния и действия англосаксонской системы права.
|