Четвертая республика во Франции
"Временный режим" и борьба вокруг конституции. В период "временного режима" во Франции началась глубокая перестройка политической системы, сопровождав- шаяся важными социально-экономическими реформами и пе- регруппировкой основных партийно-политических сил. Вре- менное правительство осуществило часть программы Нацио- нального совета Сопротивления: национализировало ряд крупных банков и отраслей тяжелой промышленности, ре- формировало систему социального обеспечения, восстано- вило демократические свободы. Были официально одобрены провозглашенные в программе мероприятия по чистке госу- дарственного аппарата и наказанию лиц, сотрудничавших с оккупантами, по привлечению сил французского Сопротив- ления к управлению страной. Однако многие положения программы, касающиеся демократизации государственного строя, не были проведены в жизнь из-за усилившегося противоборства различных фракций бывшего Сопротивления. Центральным вопросом внутриполитической жизни стра- ны, вокруг которого разгорелась борьба, стал вопрос о новом государственном строе, новой конституции Франции. Все политические силы объединяло критическое отношение к институтам Третьей республики. В остальном их подход был различным. "Новые консерваторы", и прежде всего сторонники генерала де Голля, склонялись к учреждению республики президентского типа, с сильной исполнитель- ной властью, способной противостоять "режиму партий" - "дестабилизирующему" парламентаризму эпохи Третьей рес- публики. Левые партии, а также ряд партий центристского толка (например, крупная католическая партия МРП), явно опасаясь установления режима "личной власти" генерала де Голля, выступали за сохранение верховенства парла- мента и его контроля над правительством при большей сбалансированности двух ветвей власти. Получив на выборах в Учредительное собрание в октяб- ре 1945 г. наибольшее количество депутатских мандатов, коммунисты, социалисты и МРП образовали трехпартийное Временное правительство и добились выработки проекта конституции на основе своей программы. Однако он был отклонен на референдуме. Второй проект, разработан- ный в 1946 г. новым составом Учредительного собрания, содержал ряд компромиссных положений, позволяющих учесть платформы всех членов коалиции. После утвержде- ния на референдуме второй проект конституции стал ос- новным законом Франции. Конституция 1946 г. Новая Конституция Франции не только отразила соотношение политических сил в стране в первый период после освобождения, но и закрепила на конституционном уровне ряд новых политических принци- пов, характерных для европейских конституций так назы- ваемой второй волны (40-50-е гг.). Реакцией на авторитаризм времен войны была демокра- тизация общественной жизни, предоставление широкого круга прав и свобод, гарантии конституционной законнос- ти. В Конституцию был включен новый блок экономических и социальных прав: равноправие мужчин и женщин, народов зависимых стран, социально-экономические права: право на труд, отдых и материальное обеспечение в случае нет- рудоспособности, право рабочих на объединение в профсо- юзы, на забастовки, коллективное определение условий труда и на участие в управлении предприятиями, право на всеобщее бесплатное светское образование и др. Расширя- лась сфера регулирования политической и особенно внеш- неполитической деятельности государства (положения о мирной внешней политике, об отношениях с колониями и т. п.). Вместе с тем новая Конституция значительно расширяла пределы вмешательства государства в экономическую и со- циальную сферу жизни общества, изменяла характер отно- шений между личностью и государством, возлагая на госу- дарство, помимо широких прав, и новые обязанности. Признанным конституционным принципом стало провозглаше- ние "социального государства", в котором права собс- твенника сочетаются с "общим благом" и ограничиваются общественными интересами. С точки зрения основного принципа организации госу- дарственного строя, в первой послевоенной конституции Франции продолжала господствовать идея абсолютного пар- ламентаризма. По форме правления Франция являлась пар- ламентарной республикой, причем нижняя палата парламен- та - Национальное собрание - провозглашалась един- ственным законодательным органом страны, который не мог никому делегировать свои законодательные полномочия. Кроме того, Национальное собрание имело исключительное право законодательной инициативы в финансовых вопросах, ратификации и денонсации важнейших международных дого- воров, объявления войны. Собрание, избираемое по систе- ме пропорционального представительства на основе всеоб- щего избирательного права, абсолютным большинством го- лосов должно было утверждать состав нового правительст- ва, которое несло перед ним всю полноту ответственнос- ти. Конституция традиционно сохранила двухпалатную структуру парламента. Однако вторая палата - Совет рес- публики - была наделена лишь совещательными функциями, и ее рекомендации не были обязательными для Националь- ного собрания. Совет республики избирался косвенными выборами в департаментах и коммунах, а часть его назна- чалась Национальным собранием. Состав палаты должен был периодически обновляться. Таким образом, полномочия верхней палаты парламента по сравнению с сенатом Треть- ей республики были сведены до минимума. Главой государства являлся президент республики, ко- торый избирался на совместном заседании палат парламен- та сроком на 7 лет. По Конституции 1946 г., в отличие от предшествующей, президент был лишен ряда важных пре- рогатив (роспуск нижней палаты, назначение по своему выбору высших должностных лиц и др.). Любые акты прези- дента, в том числе назначение на высшие должности, тре- бовали контрасигнации председателя кабинета и одного из министров. Исполнительная власть по Конституции вручалась Сове- ту министров во главе с его председателем, главой пра- вительства. Этот орган осуществлял непосредственное го- сударственное управление страной и в этом своем качест- ве имел широкие полномочия. Однако деятельность кабине- та была поставлена под эффективный контроль нижней па- латы. Назначение председателя Совета министров и ми- нистров декретом президента могло производиться только после вынесения вотума доверия со стороны Национального собрания. В случае принятия абсолютным большинством голосов депутатов резолюции порицания, а также в случае провала в палате важного правительственного законопроекта каби- нет должен был уйти в отставку. Правительство могло распустить парламент только после двух правительствен- ных кризисов подряд, последовавших за вотумами недове- рия или порицания. В такой ситуации на период избрания нового состава собрания создавалось коалиционное прави- тельство из всех партийных фракций во главе с председа- телем Национального собрания. Конституция практически сохраняла в неприкосновен- ности старую судебную систему и местное управление, подчиненное строгому контролю со стороны правительства. Для руководства судами создавался Высший совет магист- ратуры, председателем которого являлся президент. Совет ведал вопросами назначения и продвижения судей, испол- нял функции дисциплинарного суда в отношении членов су- дебного ведомства. Реорганизация политического строя Франции в той фор- ме, которая была предусмотрена Конституцией 1946 г., во многом не оправдала возложенных на нее задач и быстро утратила привлекательность в глазах французов. Страна практически вернулась к "режиму Собрания", столь едино- душно критикуемому на примере Третьей республики. За двенадцать лет сменилось сорок пять правительств, было несколько длительных министерских кризисов. Этому спо- собствовали как недостаточная проработка самого меха- низма функционирования норм основного закона, так и пе- риодические отступления от них на практике. Сложные проблемы модернизации экономики и перестрой- ки экономической структуры, обострение социальных про- тиворечий, распад колониальной системы и колониальные войны требовали активного вмешательства государства и стимулировали поиски путей к установлению твердой влас- ти. Политическая система, основанная на классическом парламентаризме, в условиях многопартийного соперни- чества и возросших требований к административно-управ- ленческой деятельности оказалась неспособной адекватно реагировать на сложные социально-экономические проблемы и кризисные явления в обществе. На протяжении 40-х - середины 50-х гг. стало нарас- тать недовольство государственным режимом Четвертой республики. Возникшая в 1947 г. голлистская партия Объе- динение французского народа (РПФ)' выступила с требова- нием отмены Конституции 1946 г. и создания сильной ис- полнительной власти, способной возвыситься над "партий- ной чехардой". В этом же году произошел распад трехсто- ронней коалиции, а в 1948-1951 гг. была восстановлена мажоритарная избирательная система. Широкое распростра- нение получила практика делегированного законодательст- ва. По конституционной реформе 1954 г. премьер-министр был наделен дополнительными полномочиями по роспуску Национального собрания, упрощался порядок получения во- тума доверия правительством (простым большинством голо- сов), отменялись положения Конституции о коалиционном правительстве. Были расширены также права Совета рес- публики, который превратился в полноправного участника законодательного процесса. Одновременно, без прямого пересмотра соответствующих положений, путем конституци- онной практики произошло фактическое усиление роли и влияния президента. Обострение политической обстановки и отход от основ- ных принципов Конституции 1946 г. привели в конечном итоге к падению Четвертой республики и ее замене в 1958 г. Пятой республикой.
|